Тюнинг девятки

Тюнинг двигателя

Когда мощность двигателя повышают, это и называют тюнингом. Или форсированием - кому как привычнее. Но не всегда, чтобы мощность повысить, нужно серьезно двигатель переделывать - бывает, что достаточно доработать обычные, стандартные детали - расточить их, отполировать, отшлифовать, если требуется. Эти операции, на первый взгляд, довольно просты, но в действительности требуют немало усилий, которые, в конечном итоге, дадут ощутимый результат. Пускай подобные операции и не сделают вашу "восьмерку" или "девятку" современным автомобилем, но выжмут из машины все, на что она только способна. При этом авто по-прежнему останется вашим старым добрым ВАЗом. 

Давайте пробежимся по краткому списку направлений, которые используют при доработке двигателя. Какое из них выбрать, зависит только от вашего желания и финансовых возможностей. Конечно, вы можете установить фильтр-нулевик (добавляет 3-5 процентов к мощности, стоит $50-70), поставить прямоток (несколько сот $, иногда - до тысячи. Прибавка к мощности - те же самые 3-5%) или выполнить чип-тюнинг двигателя (добавляет не больше 10 процентов для атмосферных двигателей). Но все это, как видим, обойдется недешево, а результат будет не таким уж и ощутимым. Давайте в этой статье рассмотрим альтернативные способы повышения мощности.

Повысить механический КПД мотора можно за счет:

- уменьшения массы возвратно-поступательных деталей - пальцев, поршней, шатунов;

- уменьшить трение в контакте поршень-цилиндр-кольцо;

- уменьшить число и снизить толщину поршневых колец.

Повысить термический КПД мотора можно такими путями:

- увеличить степень сжатия;

- повысить температуру двигателя.

Если выполнять работы "по мелочам" сразу в нескольких направлениях, можно добиться увеличения мощности двигателя, но можно выполнить и комплексные работы. 

Один из наиболее действенных путей тюнинга двигателя - увеличение рабочего объема. Достигается благодаря расточке блока и применения специальных кованых поршней, укороченных шатунов и, в некоторых случаях, другого коленвала. Почему при тюнинге мотора используются именно кованные поршни? Они отличаются от серийных рядом преимуществ - имеют меньший удельный вес и более высокую механическую надежность. Но чтобы еще больше уменьшить вес, при сборке в отношении поршневой группы применяются и другие доработки - облегчается юбка, снимается ненужный, излишний металл на бобышках пальцев, сама форма днища поршня дорабатывается. Некоторые умельцы облегчают и другие детали маховика и кривошипно-шатунного механизма.   

Кроме того, чтобы увеличить объем мотора, некоторые еще дорабатывают ГБЦ - головку блока цилиндров. Наглядное подтверждение пословицы, что все гениальное - просто. Этот способ форсирования двигателя известен уже лет сто, но широкое распространение так и не получил - прежде всего, потому, что работы эти довольно трудоемкие. Вся суть доработки сводится к тому, чтобы удалить недостатки при отливке деталей - различные шероховатости и неровности создают в головке и коллекторах дополнительное трение для ТВС (топливно-воздушной смести). Если сопротивление смеси на впуске свести к минимуму, это положительно отразится на наполняемости цилиндров, и, в свою очередь, приведет к повышению мощности. Под доработкой головки блока цилиндров, прежде всего, подразумевают доработку как впускных, так и выпускных каналов. Но при этом необходимо учитывать, что газовая смесь в каналах движется со скоростью звука (поэтому и происходит шум во время впуска и выпуска), а значит, любые шероховатости и несостыковки в деталях приведут к тому, что скорость потока будет снижаться. Как результат - снижение наполняемости цилиндров и потеря мощности. Исходя из этого, доработка головки блока цилиндров включает в себя такие работы:

Доработка каналов:

- диаметр канала увеличивается;

- геометрия изменяется, необходимые радиусы закруглений выводятся.

Доработка седла клапана:

- острые кромки седла, создающие повышенное сопротивление, шлифуются.

Коллекторы и каналы в головке блока совмещаются:

- даже незначительные несостыковки способны серьезно тормозить газовые потоки.

Каналы и впускной коллектор шлифуются до чистоты IV-V класса:

- в идеале это должна быть зеркальная поверхность - как для двигателя спортивного авто.

Доработка клапанов:

 - клапан облегчается, поперечное сечение увеличивается. Если поверхность клапана обработана с высокой чистотой, это снижает риск того, что клапан прогорит - охлаждение тарелки улучшается.

Все вышеперечисленное - работа тонкая, зачастую ювелирная, кропотливая. И нудная. Но после таких доработок двигатель может прибавить в мощности сразу на 20 процентов. Мы привели только базовый набор необходимых работ по доводке ГБЦ. В результате вы получите головку блока цилиндров, которая будет по стандартам почти равна группе А в автоспорте.

Напоследок еще один небольшой совет - совсем нелишним будет, если вы установите на свое авто спортивный распредвал. Такие распредвалы имеют измененные фазы и разрезную шестерню, что дает возможность более точно настроить фазы распределения газов.

Немного о рисках...

Как правило, все описанные доработки выполняются на основе стандартных, заводских деталей. Но есть еще и другие привлекательные моменты - например, замена клапанов на брэндовые, замена обычных каналов на металлокерамические и так далее. Но и в этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Особенно это актуально, если вы живете где-то в провинции. Даже если поломка вашего авто будет незначительной, вы просто не сможете найти сразу же подходящие детали, и домой придется возвращаться "на галстуке". Еще один неудобный "нюанс" - элементарные настройки часто привязываются в какой-нибудь конкретной фирме. Когда ее специалисты "вне зоны доступа", это может создать дополнительные проблемы.



Еще интересное из автомира:


2-06-2017, 03:24

Можно ли Ладу Калину сделать мощной и одновременно экономичной? Можно!

Можно ли Ладу Калину сделать мощной и одновременно экономичной? Можно!
Цены на бензин постоянно растут, но это некоторых энтузиастов вовсе не отпугивает. Находится немало автолюбителей, которые хотят поставить на свое авто форсированный двигатель. Хотя они прекрасно
26-03-2018, 16:14

Увеличиваем рабочий объем двигателя

Увеличиваем рабочий объем двигателя
Стоит увеличить рабочий объем двигателя, как сразу возрастет (причем значительно) крутящий момент и увеличится мощность, - особенно в зоне низких и средних оборотов. Последнее существенно улучшит
8-12-2021, 02:02

Оборудование для разделения навоза

Оборудование для разделения навоза
Жесткие заводские пружины рассчитаны в первую очередь для нормальных условий работы конкретного двигателя.  Хоть пружины и имеют запас прочности, но они также рассчитаны и на работу с серийным
19-06-2018, 10:50

Аренда микроавтобуса решит множество проблем

Аренда микроавтобуса решит множество проблем
Не так часто мы встречаем или провожаем сразу большое количество людей, для трансфера которых необходим заказ автобуса. Обычно для этих целей достаточно заказа легкового автомобиля или микроавтобуса.
21-03-2018, 06:09

Повышение мощности двигателя

Повышение мощности двигателя
На сегодняшний день автомобили – это высокотехническое достижение человечества, которое включает в себя множество систем. Поэтому определение причин неисправностей давно вылилось в отдельную отрасль
Навигация
Архив