Когда мощность двигателя повышают, это и называют тюнингом. Или форсированием - кому как привычнее. Но не всегда, чтобы мощность повысить, нужно серьезно двигатель переделывать - бывает, что достаточно доработать обычные, стандартные детали - расточить их, отполировать, отшлифовать, если требуется. Эти операции, на первый взгляд, довольно просты, но в действительности требуют немало усилий, которые, в конечном итоге, дадут ощутимый результат. Пускай подобные операции и не сделают вашу "восьмерку" или "девятку" современным автомобилем, но выжмут из машины все, на что она только способна. При этом авто по-прежнему останется вашим старым добрым ВАЗом.
Давайте пробежимся по краткому списку направлений, которые используют при доработке двигателя. Какое из них выбрать, зависит только от вашего желания и финансовых возможностей. Конечно, вы можете установить фильтр-нулевик (добавляет 3-5 процентов к мощности, стоит $50-70), поставить прямоток (несколько сот $, иногда - до тысячи. Прибавка к мощности - те же самые 3-5%) или выполнить чип-тюнинг двигателя (добавляет не больше 10 процентов для атмосферных двигателей). Но все это, как видим, обойдется недешево, а результат будет не таким уж и ощутимым. Давайте в этой статье рассмотрим альтернативные способы повышения мощности.
Повысить механический КПД мотора можно за счет:
- уменьшения массы возвратно-поступательных деталей - пальцев, поршней, шатунов;
- уменьшить трение в контакте поршень-цилиндр-кольцо;
- уменьшить число и снизить толщину поршневых колец.
Повысить термический КПД мотора можно такими путями:
- увеличить степень сжатия;
- повысить температуру двигателя.
Если выполнять работы "по мелочам" сразу в нескольких направлениях, можно добиться увеличения мощности двигателя, но можно выполнить и комплексные работы.
Один из наиболее действенных путей тюнинга двигателя - увеличение рабочего объема. Достигается благодаря расточке блока и применения специальных кованых поршней, укороченных шатунов и, в некоторых случаях, другого коленвала. Почему при тюнинге мотора используются именно кованные поршни? Они отличаются от серийных рядом преимуществ - имеют меньший удельный вес и более высокую механическую надежность. Но чтобы еще больше уменьшить вес, при сборке в отношении поршневой группы применяются и другие доработки - облегчается юбка, снимается ненужный, излишний металл на бобышках пальцев, сама форма днища поршня дорабатывается. Некоторые умельцы облегчают и другие детали маховика и кривошипно-шатунного механизма.
Кроме того, чтобы увеличить объем мотора, некоторые еще дорабатывают ГБЦ - головку блока цилиндров. Наглядное подтверждение пословицы, что все гениальное - просто. Этот способ форсирования двигателя известен уже лет сто, но широкое распространение так и не получил - прежде всего, потому, что работы эти довольно трудоемкие. Вся суть доработки сводится к тому, чтобы удалить недостатки при отливке деталей - различные шероховатости и неровности создают в головке и коллекторах дополнительное трение для ТВС (топливно-воздушной смести). Если сопротивление смеси на впуске свести к минимуму, это положительно отразится на наполняемости цилиндров, и, в свою очередь, приведет к повышению мощности. Под доработкой головки блока цилиндров, прежде всего, подразумевают доработку как впускных, так и выпускных каналов. Но при этом необходимо учитывать, что газовая смесь в каналах движется со скоростью звука (поэтому и происходит шум во время впуска и выпуска), а значит, любые шероховатости и несостыковки в деталях приведут к тому, что скорость потока будет снижаться. Как результат - снижение наполняемости цилиндров и потеря мощности. Исходя из этого, доработка головки блока цилиндров включает в себя такие работы:
Доработка каналов:
- диаметр канала увеличивается;
- геометрия изменяется, необходимые радиусы закруглений выводятся.
Доработка седла клапана:
- острые кромки седла, создающие повышенное сопротивление, шлифуются.
Коллекторы и каналы в головке блока совмещаются:
- даже незначительные несостыковки способны серьезно тормозить газовые потоки.
Каналы и впускной коллектор шлифуются до чистоты IV-V класса:
- в идеале это должна быть зеркальная поверхность - как для двигателя спортивного авто.
Доработка клапанов:
- клапан облегчается, поперечное сечение увеличивается. Если поверхность клапана обработана с высокой чистотой, это снижает риск того, что клапан прогорит - охлаждение тарелки улучшается.
Все вышеперечисленное - работа тонкая, зачастую ювелирная, кропотливая. И нудная. Но после таких доработок двигатель может прибавить в мощности сразу на 20 процентов. Мы привели только базовый набор необходимых работ по доводке ГБЦ. В результате вы получите головку блока цилиндров, которая будет по стандартам почти равна группе А в автоспорте.
Напоследок еще один небольшой совет - совсем нелишним будет, если вы установите на свое авто спортивный распредвал. Такие распредвалы имеют измененные фазы и разрезную шестерню, что дает возможность более точно настроить фазы распределения газов.
Немного о рисках...
Как правило, все описанные доработки выполняются на основе стандартных, заводских деталей. Но есть еще и другие привлекательные моменты - например, замена клапанов на брэндовые, замена обычных каналов на металлокерамические и так далее. Но и в этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Особенно это актуально, если вы живете где-то в провинции. Даже если поломка вашего авто будет незначительной, вы просто не сможете найти сразу же подходящие детали, и домой придется возвращаться "на галстуке". Еще один неудобный "нюанс" - элементарные настройки часто привязываются в какой-нибудь конкретной фирме. Когда ее специалисты "вне зоны доступа", это может создать дополнительные проблемы.