Ты скоро сядешь за руль, а впереди тебя ждет экзамен по устройству легкового автомобиля? Тогда ты попал по адресу — здесь ты еще раз закрепишь свои знания об устройстве легкового автомобиля и, даже если что-то прошло мимо тебя на занятиях по автомобильной теории, обязательно поймешь. Очень важно разбираться, как быстро помочь своему автомобилю в случае аварии или оказать первую помощь в затруднительной ситуации на дороге. И самое главное — здесь ты научишься избегать таких неприятных ситуаций.
Сейчас ты с завистью, сидя или стоя в трамвае или автобусе, разглядываешь проезжающие мимо машины и мечтаешь о том, как бы ты уютно сидел в кресле своего автомобиля, слушая свою любимую музыку и подпевая в такт знакомой мелодии. И рядом с тобой сидит твоя любимая…
Чтобы не ударить в грязь лицом перед дамой сердца, следует отлично разбираться в устройстве легкового автомобиля. На этом сайте можно не только поближе с ним познакомиться, но и научиться понимать, как им управлять, из чего он состоит.
Автомобиль – это непростой механизм, который состоит из множества деталей. В наше время существует невероятно большое количество марок и моделей машин с различным внешним видом, типами кузова, предназначением и так далее. А вот общее устройство автомобиля у всех примерно одинаковое. Конечно же, есть исключения из правил, но они составляют весьма небольшое количество от общей массы. Всего выделяют три самые основные части в техническом устройстве автомобиля. Это кузов, двигатель и шасси. А уже эти части, в свою очередь, состоят из многих других элементов.
Двигатель автомобиля
Одним из элементов технического устройства автомобиля является двигатель. Двигатель – это то, что приводит автомобиль в движение. Самым распространенным двигателем является ДВС (двигатель внутреннего сгорания), преобразующий энергию тепла от сгорания топлива в энергию вращения. Конечно, сейчас появляются автомобили, использующие другие типы двигателей, которые, возможно, впоследствии вытеснят ДВС, но пока все же первенство остается за ним.
Техническое устройство автомобиля
Поршневые ДВС, применяемые в большинстве современных автомобилей, в зависимости от потребляемого вида топлива делятся на бензиновые, газовые и дизельные. Состоят такие двигатели из трех основных частей: блок цилиндров, на который сверху прикрепляется головка, и картер. В блоке цилиндров находится кривошипно-шатунный механизм, включающий в себя: коленчатый вал, поршень с шатуном (см. работа поршня) и цилиндр. В головке блока цилиндров размещается распределительный вал (один или два) и клапаны (впускные и выпускные). Картер, или, как его еще называют, поддон располагается в нижней части двигателя и используется как емкость для моторного масла. Запускается двигатель стартером. Процесс работы ДВС состоит из постоянно повторяющихся четырех тактов.
Первый такт – впуск. Впускной клапан приоткрывается, и поршень, находящийся в верхней точке, устремляется вниз, всасывая воздушно-топливную смесь.
Второй такт – сжатие. Поршень после достижения нижней точки поднимается вверх и сжимает полученную смесь. Клапаны в этот момент закрыты, и когда поршень останавливается в верхней точке, образуется камера сгорания (расстояние между верхней частью цилиндра и поршня).
Третий такт – рабочий ход. Свеча поджигает горючую смесь, происходит воспламенение со взрывом, который толкает поршень вниз. Клапаны при этом закрыты.
Четвертый такт – выпуск. Когда поршень подходит к нижней точке, приоткрывается выпускной клапан, а когда он поднимается вверх, выталкивает выхлопные газы. Таким образом, появляется вращение, которое с содействием трансмиссии передается к колесам автомобиля.
Устройство систем автомобиля
Система питания двигателя
В бензиновом двигателе смесь готовит инжектор (на более старых моделях – карбюратор ), в газовом – смеситель. В дизельном же двигателе ( см. устройство дизельного двигателя ) топливо и воздух смешиваются непосредственно в цилиндре. Подается топливо из бака с помощью топливного насоса двигателя. В дизеле это топливный насос высокого давления (ТНВД) либо насос-форсунки ( см. форсунки дизельного двигателя ), установленные на двигателе и подающие топливо непосредственно в цилиндры. Вся система, которая доставляет топливо в двигатель, называется системой питания двигателя.
Система зажигания двигателя
Приборы, предназначенные для воспламенения воздушно-топливной смеси, – это система зажигания двигателя. В нее входят: аккумулятор, генератор, катушка (см. катушка зажигания двигателя) и распределитель зажигания, свечи (см. свечи зажигания для двигателя) и ведущие к ним высоковольтные провода.
Система смазки двигателя
Для того чтобы уберечь детали двигателя от быстрого износа, предусмотрена система смазки двигателя. С помощью масляного насоса (см. масляный насос двигателя), создающего давление, моторное масло производит смазку двигателя, тем самым уменьшая трение.
Система охлаждения двигателя
В процессе работы двигатель сильно нагревается, и, чтобы предотвратить перегрев, предусмотрена система охлаждения двигателя. В роли хладагента используется тосол или антифриз. Он циркулирует по специальным каналам в стенках двигателя и уменьшает его температуру до нормальной рабочей. А циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает водяной насос (помпа). Сам хладагент остывает в радиаторе, который находится перед двигателем. Также помогает охладить ДВС специальный вентилятор. Для регулировки температуры в системе охлаждения предусмотрен термостат.
Выхлопная система двигателя
Отводить отработанные газы, образованные в результате «жизнедеятельности» двигателя, помогает выхлопная система. В нее входят: выпускной коллектор, приемный патрубок, катализатор, сажевый фильтр (для более современных дизелей - см. дизельный сажевый фильтр) и глушитель, обычно состоящий из двух частей.
Общее устройство автомобиля
Одним из элементов общего устройства автомобиля является шасси. Шасси передает от двигателя крутящий момент к колесам и служит для управления автомобилем. Оно состоит из механизмов управления, трансмиссии и ходовой части.
Механизмы управления автомобиля
Механизмы управления – это непосредственно рулевое управление, позволяющее выбирать сторону, в которую будет происходить движение, а также тормозная система. В состав рулевого управления входит: рулевое колесо (руль) с валом, рулевой механизм и привод. Тормозная система определяется наличием тормозного цилиндра главного, четырех тормозных цилиндров рабочих, колесных тормозных механизмов (тормозные барабаны или диски и колодки), усилителя тормозов и самой педали тормоза. В состав этой системы также входит стояночный тормоз (ручник), который блокирует задние колеса.
Трансмиссия автомобиля
Трансмиссия автомобиля содержит в себе:
- сцепление автомобиля (служит для мягкого подключения коробки переключения передач к двигателю);
- коробку передач автомобиля (предназначена для изменения режимов крутящего момента и переключения на движение задним ходом);
- карданную (см. карданная передача автомобиля) и главную передачи (служит для передачи вращательного движения к задним колесам в заднеприводных и полноприводных автомобилях);
- дифференциал (см. дифференциал заднего моста) (помогает колесам, в зависимости от различных ситуаций, вращаться с разной скоростью);
- полуосей (отдают крутящий момент ведущим колесам автомобиля).
Ходовая часть автомобиля
Ходовая часть включает раму автомобиля (в автомобилях с рамной конструкцией), передний и задний мосты (см. ведущий мост автомобиля), элементы подвески автомобиля и автомобильные колеса. Грубо говоря, это такая тележка, на которую устанавливается кузов, двигатель, трансмиссия и прочие элементы.
Кузов легкового автомобиля
Кузов легкового автомобиля предназначен для перевозки водителя, пассажиров и грузов. Состоит он из нескольких элементов: крыльев, дверей, крышки капота и багажника и основной несущей части. Сюда же можно отнести и салон. Кузовы легковых автомобилей бывают разных типов: седан, хетчбэк, универсал, кабриолет и т.д.
Электрооборудование автомобиля
Помимо всех вышеперечисленных узлов каждый автомобиль оснащен электрооборудованием, которое поддерживает его работу и создает дополнительный комфорт. Это запуск двигателя, работа фар, стеклоочистителей, отопителя и подсветка салона, а также многих других вспомогательных систем.