Полезные статьи

Стартер хандрит?

     Как говорил герой фильма «Берегись автомобиля» Юрий Деточкин, «с плохим аккумулятором – это не жизнь». В полной мере это относится и к стартеру, при поломке которого запустить двигатель автомобиля весьма проблематично. Можно ли отремонтировать отказавший узел?

В большинстве случаев неисправный стартер как отечественного авто, так и иномарки может быть восстановлен. Прежде чем приступить к ремонту, следует учесть «возраст» узла, необходимый объем работ и экономическую целесообразность его восстановления.

Различают мелкий и капитальный ремонт стартеров. В первом случае проверяют и ремонтируют (при необходимости – заменяют) одну или две составляющие: втягивающее реле, щеткодержатель, щетки, втулки (подшипники). Такой ремонт обходится намного дешевле, чем новый узел.

Во втором случае, кроме вышеперечисленных деталей, ремонтируют (заменяют) обгонную муфту (бендикс), шестерню привода, якорь, обмотку статора, маску, редуктор, корпус с магнитами и т. д.
Профессиональный ремонт

Для проверки снятого с машины стартера нужны только аккумулятор и опыт работы. Конструкция этого узла несложна, типовые неисправности хорошо известны, а о своих болячках «пациент» сообщает, как правило, специфическими шумами и звуками при включении (см. табл. 3).

Разобранный стартер для начала следует вымыть. Наиболее распространенной причиной его отказа становится поломка втягивающего реле – подгорание контактных болтов («пятаков») силовой электроцепи включения стартера. Нередко перегорает обмотка реле или происходит заклинивание его якоря из-за коррозии. В этом случае удаляют ржавчину, заменяют изношенные детали или устанавливают новое реле.

Щетки стартера достаточно износостойки, но и они имеют определенный ресурс. При их замене желательно проточить коллектор, который не заменяется отдельно – каждый вывод обмотки якоря вставлен в паз отдельной полоски (ламели) коллектора и запрессован.

Одной из поломок, устранение которой очень трудоемко, является выход из строя якоря стартера – при перегорании обмотки, межвитковом замыкании, повреждении коллектора, спекании ламелей и т. д. В этом случае необходима перемотка и балансировка якоря. Работа эта сложная, и в результате ремонт может обойтись дороже, чем установка новой детали. Как правило, перематывают только якоря дорогих стартеров и тех, для которых нельзя подобрать замену.

При значительном износе коллектора якорь заменяют новым. Небольшие повреждения поверхности коллектора устраняют его проточкой на токарном станке. После такой операции, а также при установке нового якоря, щетки стартера, даже незначительно изношенные, заменяют новыми. В противном случае старые начинают усиленно «выгрызать» новый коллектор, и он быстро приходит в негодность.

Обмотка статора перегорает редко, т. к. выдерживает значительный нагрев. Она залита специальным компаундом и закрыта сверху ленточной изоляцией. Статоры иномарок, как правило, не перематывают. Новую обмотку (или корпус стартера в сборе) подбирают по каталогам.

При повреждении магнитов статора ремонт производят по-разному. В случае, когда они приклеены, стакан-корпус с дефектом заменяют целиком. Если магниты съемные (вставлены в салазки-направляющие), возможна их поштучная замена. Следует учесть, что запасной магнит может быть доставлен под заказ в виде заготовки-полуфабриката, которую перед монтажом нужно намагнитить на специальном оборудовании.

При замене магнитов необходимо специальным индикатором правильно определить полярность и расположение новой детали (в стакане-корпусе положительные полюсы чередуются с отрицательными). Ошибка при установке магнитов приводит к потере мощности стартера.

Втулки и подшипники якоря ремонту не подлежат. При износе их желательно заменять парами. В случае замены только одной детали якорь может перекоситься, что приводит к внезапному заклиниванию и поломке стартера. Особенно чувствительны к несвоевременной замене втулок стартеры редукторной конструкции.

При ремонте щеткодержателя и замене обмотки статора для восстановления электрических соединений должна применяться контактная сварка. Если нет аппарата для ее проведения, производить монтаж (в том числе и при замене щеток) при помощи пайки не рекомендуется – восстановленные таким способом выводы при перегреве стартера могут отпасть.
Своими силами

Владельцы автомобилей, разбирающиеся в электротехнике и «дружащие» с инструментом, могут провести замена стартера самостоятельно. Для работ, кроме набора обычного инструмента, потребуется аппарат для контактной сварки (или мощный паяльник), тестер, а для замены подшипников и втулок – специальный съемник и пресс.

Запчасти для мелкого ремонта стартеров ВАЗов и отечественных авто можно приобрести в сети автомагазинов и на авторынках. А детали, необходимые для ремонта этого узла в иномарках, есть в специализированных мастерских.
 Виды износа элементов стартера
Подгорание контактных болтов. Износ зубьев шестерни бендикса. Перегорание обмотки статора. Разрушение коллектора и обмотки якоря. Поломка корпуса втягивающего реле. Перегорание обмотки электромагнита. Выгорание деталей щеткодержателя. Разрушение корпуса (1) и выработка втулки (2) ротора. Разрушение редуктора привода. Разрушение магнитов и корпуса статора.

 Увеличиваем ресурс

Продлить «жизнь» стартеру можно, соблюдая ряд простых правил.
    Следует избегать движения по глубоким лужам и попадания воды в стартер при мытье моторного отсека.
    Не подкатывать «на стартере» машину к заправке, когда закончился бензин.
    В подержанных автомобилях раз в сезон (особенно перед зимней эксплуатацией) рекомендуется снять стартер и провести его профилактику: проверить отсутствие коррозии якоря втягивающего реле, оценить износ втулок, маски, якоря, щеток, удалить с коллектора графитовые отложения и грязь, смазать подшипники и направляющие.
    Всегда соблюдать безопасный режим пуска мотора – 2 – 4 секунды запуск стартером, затем обязательная пауза 15 – 20 секунд.
    Чрезмерные нагрузки на бендикс при пусках поврежденного мотора (особенно дизельного) укорачивают жизнь стартера.

 Классификация

Стартеры различают по ряду признаков. По конструкции они делятся на классические и редукторные, со статором с обмоткой или с постоянными магнитами. По электрическим характеристикам – на 12-вольтовые и 24-вольтовые, маломощные – 0,85 – 2,5 кВт и мощные – 2,8 – 6,6 кВт.



Еще интересное из автомира:


21-12-2017, 19:29

Промежуточная опора карданного вала

Промежуточная опора карданного вала
Промежуточная опора карданного вала необходима для поддержания двухсекционного карданного вала при работе. Данная конструкция при изготовлении заполняется смазкой и уплотняется на весь
25-05-2017, 13:32

Меняем на "Калине" втягивающее стартовое реле

Меняем на "Калине" втягивающее стартовое реле
Владелец этой «Калины» рассказывает, что однажды не смог завести свой автомобиль. Раз за разом поворачивал ключ зажигания, но стартер так и не запускался, – были слышны только щелчки, и все. Поднял
27-11-2017, 19:06

Без диагностического оборудования не может работать ни одно СТО

Без диагностического оборудования не может работать ни одно СТО
Одним из важнейших видов оборудования для СТО и автосервисов, является диагностическое оборудование. Ведь в автосервисе, также как и в медицине, прежде чем начинать лечение пациента, необходимо
30-04-2018, 16:13

Капитальный ремонт двигателя. С чего начать?

Капитальный ремонт двигателя. С чего начать?
Капитальный ремонт двигателя - общая информация Порой так сложно определить, когда же наступает момент, что нужно провести полный капитальный ремонт двигателя любимого ВАЗа. И следует ли его
12-03-2018, 21:28

Стартер нередко выходит из строя

Стартер нередко выходит из строя
Если взглянуть на устройство автомобиля, то порой удивляешься - как же одновременно сложно и просто все в нем устроено, хотя некоторые поломки могут вызывать трудности даже у опытных мастеров.
Навигация
Архив