Муфтами называют устройства, соединяющие отдельные сборочные единицы (узлы машин) и передающие энергию от одной части машины к другой. Различие задач, решаемых с помощью муфт, и требований, предъявляемых к муфтам в соответствии с условиями эксплуатации машин, привело к созданию разнообразных конструкций.
Отдельные виды компенсирующих, упругих муфт и предохранительных муфт в рамках рубрики "В помощь конструктору" мы уже рассматривали (см. раздел "Муфты компенсирующие"). Настоящая статья посвящена муфтам сцепным управляемым. Сцепные муфты позволяют соединять и разъединять вращающиеся или неподвижные валы с помощью специальных механизмов управления. Из всего многообразия сцепных муфт наиболее широко распространены фрикционные дисковые и кулачковые муфты с электромагнитным и гидравлическим (пневматическим) управлением.
На рынке стран СНГ свои муфты предлагают фирмы Lenze (Германия), Stromag (Германия), Telcomec (Италия). Они имеют свои представительства в наших странах, и приобрести их продукцию не составит большого труда. Стоит также отметить фирмы KEB (Германия), Ortlinghaus (Германия), Temporiti (Италия), Warner Electric (США), имеющие широкую сеть дистрибьюторов в Европе, но не представленных на рынке стран СНГ. Отечественные предприятия также представлены в этом секторе машиностроения. Это Уралэлектромуфта(Россия) и ООО "Турботехника" (Украина). Каталоги и материалы указанных производителей использованы при написании данной статьи.
В дисковых муфтах рабочие поверхности имеют простейшую форму. Муфты при малых габаритах могут иметь большую поверхность трения. Потребная сила включения невелика, так как она последовательно осуществляет давление на все поверхности трения, а не распределяется между ними. Применяют однодисковые и многодисковые муфты.
Электромагнитные фрикционные муфты сцепления (рис. 1, а) - это муфты, в которых сжатие трущихся поверхностей осуществляется встроенным в муфту электромагнитом. Подобным же образом работают фрикционные тормоза с электромагнитным управлением (рис. 1, б).
Основные достоинства электромагнитных муфт сцепления: удобство дистанционного и автоматического управления; высокое быстродействие; отсутствие неуравновешенных сил; отсутствие уплотнений, и, следовательно, большая надежность. К недостаткам относятся: большие габариты при равном передаваемом моменте по сравнению с гидроуправляемыми; высокие требования к точности изготовления и монтажа; чувствительность к загрязнению и колебаниям напряжения; высокое тепловыделение и опасность перегрева муфты при продолжительном включении; необходимость в продолжительной паузе между включениями (до 5 минут) для остывания муфты. Эти недостатки приводят к тому, что производители предлагают выбирать типоразмер муфты с запасом передаваемого момента относительно заданного. Соответственно, это приводит к росту габаритов муфты, а, следовательно, и ее цены. Изготовители предлагают муфты с передаваемым крутящим моментом 7,5…450 Нм (Lenze), 7…4000 Нм (Stromag), 0,5…500 Нм (KEB), 3…300 Нм (Златмуфта).