Проблема использования информационных технологий на занятиях, проводимых в дополнительном образовании очень актуальна. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы проблема обеспечения инновационного характера базового и дополнительного образования. Решение этой проблемы ставит перед педагогом следующие задачи:
§ формирование у обучающихся целостной системы знаний и соответствующих этим знаниям практико-ориентированных и актуальных для гражданина России умений и навыков;
§ развитие творческого потенциала обучающихся, умения применять знания и решать стандартные задачи на практике;
§ формирование у обучающихся навыков и умений работать с информацией.
§ развитие коммуникативных умений и навыков, актуальных для адаптации в социуме.
Сочетание различных видов работы на занятии с использованием информационных технологий помогает решить проблему развития мотивации обучающихся. Педагогу дополнительного образования при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению обучающихся. Мультимедийные средства позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры обучающихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.
Авторская мультимедийная презентация является одним из средств, позволяющих решать эти задачи.
«Презентация в узком смысле слова – это электронные документы своего рода, которые отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным»[1].
Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. В презентацию можно добавить фотографии, картинки, схемы, таблицы, другой материал, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобные приемы в значительной степени опираются на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Применение презентаций на занятиях дает возможность представить изучаемый материал с элементами контроля усвоения знаний, например, тесты. Широко применять игровые технологии, представляя задания в виде кроссвордов, викторин и т.п.
При разработке интерактивной презентации конкретного занятия необходимо определить:
· какие темы стоит "поддерживать" интерактивными презентациями и для решения каких дидактических задач;
· план организации занятия с использованием интерактивной презентации;
· формирование каких навыков и умений обучающихся можно производить с использованием данной технологии.
К преимуществам использования интерактивный презентаций, на наш взгляд, можно отнести:
· при составлении схем и таблиц, заранее подготовленный педагогом материал дает возможность задать темп pfyznbzи в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению;
· интерактивные презентации позволяют обучающимся сравнивать представленные документы, анализировать, делать выводы, как с помощью педагога, так и ознакомившись с материалом самостоятельно. Затем ответить на вопросы педагога;
· грамотно выполненные презентации повышают интерес к изучению материала;
· данный вид деятельности дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий.
К рискам использования интерактивных презентаций на занятии, на наш взгляд, можно отнести:
· «заданность» занятия, необходимость следовать заранее выработанному плану. Если происходит отклонение от заданного материала, что может произойти на любом занятии, необходимо отказаться от материала, представлено в презентации;
· превращение презентации в некий «заменитель» педагога, превращение занятия в просмотр картинок и заданной информации;
· подготовка такого вида программ требует от педагога соответствующей подготовки, высокого уровня владения компьютерными технологиями;
· большое время на подготовку презентации – даже при достаточном же опыте работы создание презентации в MicrosoftPowerPointзанимает в среднем до трех часов, а то и более, в зависимости от сложности материала.
· перегруженность презентации картинками, информацией;
· злоупотребление компьютерными эффектами;
· избыточность красок.
Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных презентаций на занятии можно назвать возможность создания как презентаций по отдельным занятиям, так и целые системы занятий по темам.
Возможность использования таких современных технологий обучения как, личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте сверстников и педагога.
Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. Подготовка такого вида программ требует определенной подготовки педагога, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. Учитывая, что на подготовку презентации уходит большое количество времени, при загруженности педагога, это можно, на наш взгляд, отнести к главному «недостатку» использования данной технологии. Однако, положительных сторон гораздо больше, и поэтому использование мультимедийных презентаций на занятии по дополнительному образованию, безусловно, должно широко использоваться современным педагогом.