Современная экономика требует от бизнеса соответствия множеству требований, которые невозможны без оптимизации производства. Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании- один из способов повышения эффективности бизнес-деятельности и уменьшения издержек. Делегирование таких полномочий в мировой практике называется аутсорсингом.
Цель исследования-привлечь внимание предпринимателей к данному виду услуг. Задачей статьи является определение понятия «аутсорсинг», выделение его недостатков и преимуществ.
Аутсорсинг (outsourcing)– это способ организации деятельности компании за счет сосредоточения на главном, ключевом направлении деятельности и передачи непрофильных функций внешним специализированным фирмам на договорной основе.
Аутсорсинговые услуги очень популярны за рубежом, это распространенная практика- вместо содержания штатных сотрудников, пользоваться услугами аутсорсинговых компаний. В значительной мере это обусловлено тем, что в США и в странах Евросоюза техническая часть бухгалтерского учета сведена к минимуму и может выполняться секретарем, а для расчета налогов, составления налоговых деклараций и финансовой отчетности один раз в год приглашаются специалисты из бухгалтерских компаний.Так в Европе услугами аутсорсеров пользуются 86% компаний малого и среднего бизнеса, в США — 92%, в Израиле — 96%.
Путь аутсорсинга бухгалтерских услуг к покупателю был достаточно сложным из-за отсутствия информации об этой услуге, незрелости рынка, специфике менталитета владельцев бизнеса, опасавшихся выпустить из-под своего контроля даже непрофильные процессы. Но, что примечательно, росту интереса владельцев бизнеса к аутсорсингу бухгалтерских услуг поспособствовали кризисные явления в экономике. Кризис научил их внимательнее относиться к расходам, правильно расставлять приоритеты в бизнесе: концентрироваться на профильной деятельности, не отвлекаясь на функции, не приносящие прибыли.
Передача бухгалтерии на аутсорсинг неактуальна для очень крупных предприятий, так как это может привести к снижению оперативности учета. Но, например, без ущерба для оперативности учета, крупный бизнес может передать аутсорсеру ведение бухучета на отдельных участках, например расчет заработной платы, учет производственных запасов и т.д. Для малого и среднего бизнеса аутсорсинг бухгалтерских услуг представляет собой эффективный способ ведения учета. Не всякий бизнес, особенно на начальных стадиях может позволить себе высококвалифицированного бухгалтера, но и при наличии такового учет зачастую ведется таким образом, что при увольнении главного бухгалтера восстановить учет на предприятии в целом или его отдельные участки вызывает значительные трудности.
Преимущества аутсорсинга:
· переданные подрядчику функции будут выполнены более качественно и менее затратно;
· бухгалтерский аутсорсинг снимает лишнюю для компании нагрузку, т.е. передав лишнюю нагрузку сторонним специалистам, бизнес вполне может сосредоточиться на своей основной деятельности;
· бухгалтерский аутсорсинг предусматривает финансовую ответственность аутсорсера за все допущенные ошибки при его ведении;
· аутсорсинговые компании непрерывно инвестируют средства в повышении квалификации своих специалистов, которые оказывают комплекс юридических, бухгалтерских, налоговых и иных услуг, что позволяет отслеживать все эти изменения;
· в договоре с бухгалтерской компанией подробно регламентируется процедура работы с конфиденциальной информацией и предусмотрена ответственность за ее разглашение;
· переход на аутсорсинг обеспечит компании приток инноваций, новых технологических, управленческих и бизнес-решений, что позволит использовать передовой мировой опыт в эффективном применении непрофильных активов;
· в бухгалтерской компании каждый сотрудник специализируется в определенной области бухгалтерии, ведет предприятия с различными видами деятельности, и его опыт, знания и квалификация гораздо выше, нежели у бухгалтера, ведущего одно предприятие.
· Если по какой-либо причине вас не устраивает бухгалтер, ведущий ваше предприятие, аутсорсер предложит другого. Если вас не устраивает бухгалтерская компания в целом, перейти на обслуживание к другому аутсорсеру тоже не составит труда.
Можно выделить следующие недостатки:
· возникновение риска утечки информации ;
· передача определенного участка учета ведет к отстраненности и, как результат, неадекватности принятия управленческих решений;
· аутсорсинговая компания не сможет учесть особенности ведения бизнеса, имеющего определенную специализацию;
· может возникнуть необходимость искать новую аутсорсинговую компанию или начать самостоятельно вести учет участков, ранее находившихся на аутсорсинге, в случае отказа аутсорсера ,его банкротства или неудовлетворенности его деятельностью.
Рассмотрев недостатки и достоинства аутсорсинга бухгалтерских услуг,в заключении можно сказать, что имеет место мировая тенденция увеличения спроса на аутсорсинговые услуги, постепенно создается благоприятный климат для их развития. Развивается осознание и понимание, что аутсорсинг бухгалтерских услуг является эффективным способом снижения издержек, повышения качества ведения непрофильной деятельности, предоставляет возможность сконцентрироваться на ведении основной деятельности. Можно утверждать, что у рынка бухгалтерских услуг на аутсорсинге большое будущее:он будет постоянно расти, так как все больше компаний малого и среднего бизнеса будут заниматься оптимизацией своих бизнес-процессов, количество аутсорсинговых компаний будет постепенно расти, что приведет к конкуренции и как следствие к повышению качества услуг в этой сфере.