Грузовые автопарки российских транспортных компаний начали пополнять китайские седельные тягачи Dayun Truck CGC 4253 (6x4). В отличие от других производителей из КНР марка Dayun не поставляет в РФ дизельные машины – в качестве топлива ее грузовики используют сжатый природный газ метан.
Давайте знакомиться
Большинству российских перевозчиков марка Dayun Truck пока не знакома, хотя кто-то уже видел на дорогах самосвалы с пятилучевой хромированной звездой на передке кабины. Между тем, это крупная китайская корпорация с годовым оборотом 5 млрд. долларов.
Корпорация Dayun была основана в 1987 году. Спустя четверть века она занимает 55-е место в рейтинге 500 крупнейших машиностроительных предприятий Китая. Завод по производству тяжелых грузовиков Dayun Truck в корпорации один из самых молодых: он введен в строй всего пять лет назад. Производство не отверточное, а полного цикла: со штамповкой, сваркой, окраской и окончательной сборкой, плюс проверка и испытания для контроля качества. Более того, Dayun Truck обладает самой длинной линией общей сборки коммерческих автомобилей в Азии протяженностью 576 м. Словом, потенциал у компании солидный.
Наряду с прессовым оборудованием тайваньской корпорации «Юаньчуан» (поставщик Ford, Toyota и других производителей) на заводе используются роботы для точечной сварки от шведской компании АВВ. Их применение не случайно – на рамы грузовиков Dayun Truck ставят перелицованные лицензионные кабины Volvo Trucks. Оборудование цеха антикоррозийной обработки и покраски аналогично тому, что используют при производстве легковых автомобилей. Каждый слой покрытия, грунтовку, краску и лак, наносят дважды. На выходе получается не хуже, чем в Европе.
По шведским стандартам безопасности
Представители Dayun Truck любят подчеркивать, что их техника продолжает традиции Volvo Trucks. Основанием для этого служит не только шведское оборудование на заводе, но и стандарты управления производством. Например, благодаря использованию стального листа толщиной до 2 мм вес кабин тягачей Dayun почти на 20% больше веса кабин прочих китайских аналогов. Больший вес означает более высокую механическую прочность. Кроме того, при лобовом столкновении кабина моноблоком смещается назад на 150-200 мм без нарушения геометрии. Это уменьшает степень повреждений и снижает возможные убытки для собственника. Одним словом, как и Volvo, Dayun на безопасности не экономит!
Кабина тягача имеет четырехточечную подвеску, обеспечивающую ездовой комфорт. При столкновении приборная панель не формирует острых углов, что опять же повышает безопасность водителя и пассажира. В кабине два кресла и одна спальная полка. Подробно описывать оформление интерьера нет смысла – по сути это калька с кабины Volvo, зато можно сказать несколько слов об эргономике.
Водительское сиденье тягача имеет регулировку по весу, управление облегчает удобный руль, диаметр которого приведен к европейскому знаменателю – 450 мм. Уровень комфорта повышают электрические стеклоподъемники, зеркала заднего вида с электроприводом и обогревом, люк в крыше и проигрыватель МР3. Кондиционер мощностью 3,3 кВт подает воздух к девяти воздуховодам. По заявлению производителя охлаждение воздуха с +40 до +23 ºС и нагрев с –1 до +23 ºС происходит менее чем за три минуты.
Работа над чужими ошибками
На метановые тягачи Dayun Truck устанавливается двигатель Weichai, созданный совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL. В его конструкции используется большое количество немецких комплектующих, например, топливная рампа высокого давления Bosch. Расход масла у мотора на 3-5% меньше, чем у китайских аналогов того же класса, а ресурс, по заявлению производителя, составляет не менее 800 тыс. км. Экономии топлива способствует переключатель с тремя режимами: для легкой, средней и тяжелой нагрузки.
Тягачи Dayun Truck комплектуются мостами «Хань Дэ» оптимизированной конструкции. Под этой формулировкой подразумевается высокая механическая прочность, обеспечивающая защиту от деформации при ударных нагрузках. Главная передача позволяет на 10% снижать потери энергии и экономить до 12-15% топлива. Широкие тормозные колодки с переменным сечением обладают хорошими характеристиками теплоотдачи и гарантируют надежное замедление.
Если первые китайские грузовики, поставлявшиеся в Россию несколько лет назад, ругали за гниющую проводку, то здесь нареканий к ней нет. Соединения имеют защиту от влаги, они удобны для обслуживания и ремонта. Магистрали и кабели уложены в пластиковые гофры или снабжены гибкой изоляцией. Соединения пневмосистемы – быстроразъемные, обеспечивающие хорошую герметичность, к тому же они быстрее заполняются на холостом ходу, что сберегает топливо. Места пересечения магистралей с рамой и другими твердыми элементами конструкции защищены мягкими резиновыми кольцами. По всему видно, что в Dayun Truck учли былые ошибки других производителей тяжелых грузовиков.
Машина хорошо продумана и с точки зрения обслуживания. Все заправочные емкости с техническими жидкостями снабжены подсказками в виде цветных наклеек и надписей. Щуп для контроля уровня масла расположен так, чтобы им можно было пользоваться не откидывая кабину.
Кубометр рубль бережет
Как уже было сказано, в России сертифицирован не дизельный Dayun Truck CGC 4253 (6x4), а метановый. В представленной комплектации трехосный тягач стоит 3,68 млн. руб. – за такие деньги найти альтернативу весьма непросто. В то же время, выгода при эксплуатации техники на компримированном природном газе очевидна – экономия на топливе по сравнению с дизельными аналогами составляет порядка 60%. Если точнее, то использование метана снижает себестоимость километра пробега более чем на 6 руб., а в случае с трехосным тягачом – до 8 руб. Ощутимо, если не сказать больше.
Напомним также, что метан безопаснее ДТ, поскольку при разгерметизации он улетучивается. А еще современные баллоны с природным газом не взрываются даже при возгорании автомобиля, т.к. метан стравливается через специальные плавкие вставки клапанов.
На раме Dayun Truck CGC 4253 смонтировано 8 газовых баллонов по 140 л каждый. При суммарном объеме 1120 л они вмещают 240 м3 метана, закачиваемого под давлением 200 атм. Расход составляет около 40 «кубов» на 100 км пробега, и с учетом остатка (около 20 м3) гарантированный пробег составляет не менее 450-500 км.
Технические характеристики Dayun Truck CGC 4253 (6х4):
Параметры модели Седельный тягач CGC 4253 Длина/ ширина/ высота, мм 7455х2500х3515 Колесная база, мм 3800+1350 Высота ССУ, мм 1300 Допустимая нагрузка на ССУ, кг 16 000 Снаряженная масса, кг 10 600 Распределение массы: на переднюю ось/ заднюю тележку, кг 6200/ 19 020 Полная/ технически допустимая масса, кг 25 000/ 25 200 Полная масса полуприцепа/ автопоезда, кг 40 000/ 50 600 Двигатель:
- число и расположение цилиндров
- рабочий объем, см3
- мощность, л.с./ об/мин
- максимальный крутящий момент, Нм/ об/мин Weichai WP12NG380E40
6, рядное
11 596
280/ 2200
1500/ 1400
Система питания:
- тип
- потребляемое топливо
Электронный впрыск
Сжатый природный газ
Коробка передач:
- тип
- число передач вперед/ назад Shanxi Fast Gear 12JS160T
Механическая
12/ 2 Тормозная система:
- тип механизмов
- вспомогательный тормоз
Барабанные
Моторный тормоз-замедлитель
Тип сцепления Однодисковое сухое Передняя подвеска Зависимая рессорная Задняя подвеска Зависимая балансирная Размерность шин 12.00 R20 Газовое оборудование:
- число и объем баллонов, л
- суммарный объем баллонов, л
- скорость заправки, мин.
- пробег на одной заправке, км
8х140
1120
10
450-700