Снег, лед и мороз до -35°C – идеальные условия для испытательных пробегов грузовых автомобилей и автобусов, от которых требуется безотказная работа в самых тяжелых условиях. Для испытаний на выносливость грузовики MAN и автобусы MAN и NEOPLAN направляются в Швецию, где их ждет целый день на полигоне.
Семь часов утра. Столбик термометра упал до -35°C, и основательно утеплившийся экипаж испытателей спокойно встречает пронзительный мороз. Клапанам управления дверью автобуса повезло меньше: они намертво замерзли. Значит ли это, что строгая программа испытаний сорвана? Вовсе нет. Испытатели MAN невозмутимо приводят в действие систему аварийного отпирания и временно закрепляют дверь стяжками. Старт дан! Съежившись над рулевым колесом, испытатель знает, чего можно ожидать, поэтому его ответ столь же сух и холоден, как и погода: «Именно из-за таких проблем мы сюда и приехали», – комментирует 31-летний инженер-испытатель Себастьян Рёмер (Sebastian Römer). Он точно знает: «Экстремальные испытания позволяют нам оценить, как поведут себя автобусы при обычной эксплуатации покупателями». Зимние испытания проводятся для того, чтобы покупатель мог получить надежное и технически продуманный продукт, который не подведет его даже при самых неблагоприятных условиях. Ведь именно на этапе испытаний быстрее и легче всего выявить и исправить любые недостатки.
«Шведский тест» – выпускной экзамен для грузовиков и автобусов
Приглушенный шум двигателя нарушает ледяную тишину зимнего пейзажа. Тяжелый тягач с прицепом медленно маневрирует въезжая на испытательное кольцо полигона. Он стартует по гладком люду, ускоряясь до 30, 40 и 50 километров в час. Человек за рулем направляет 40-тонник по кругу уверенной рукой и система динамической стабилизации (ESP) помогает ему, обеспечивая исключительно гармоничное взаимодействие человека и машины. Любые признаки заноса выправляются осторожным движением руля, пока на скорости 80 км/ч законы физики не берут верх, и прицеп складывается, как швейцарский нож. С довольным выражением лица Михаэль Остермайер (Michael Ostermayer) спускается из водительской кабины. Как и ожидалось, система ESP работает безупречно.
Каждый год MAN командирует около 250 инженеров, водителей и механиков на сезонную программу зимних испытаний. Из этой группы 70 человек, в т.ч. господа Рёмер и Остермайер, проводят на объекте четыре месяца. В этой команде они работают уже много лет, и испытательные трассы им хорошо знакомы. Трудно найти кого-нибудь, кто знал бы этот полигон лучше Михаэля Остермайера, который одним из первых водил грузовики и автобусы MAN в испытательных пробегах по Лапландии. С период с декабря по март бревенчатый домик в Швеции становится домом для водителей и техников на четыре-шесть недель. Он располагается в деревушке Арьеплуг (Arjeplog), насчитывающей около 3 000 жителей, в провинции Норрботтен (Norbotten), более известной как Лапландия.
В Швеции проходят испытания различные модели грузовиков MAN. Здесь проверяется точность установки панелей кузова.
Аварийное торможение на чистом льду
В полдень теплеет до -26°C, льды Арьеплуга (Arjeplog) переливаются в лучах солнца, и каждый луч зажигает радостью лица людей, ведь долгота дня в этих местах не превышает четырех часов. А может быть, эта радость связана с безотказной работой системы аварийного торможения? По законам ЕС с 2015 г. поставить на учет грузовик или автобус, не оснащенный этой системой, станет невозможно.
Коллеги из подразделений грузовых автомобилей и автобусов вместе отрабатывают программу испытаний и ведут перекрестную проверку результатов друг друга. Инженер-испытатель Андреас Вицгаль (Andreas Witzgall) пристально следит за тем, как тянут прямо по льду замерзшего озера на скоростях от 40 до 80 км/ч пенопластовую модель автомобиля в натуральную величину. Поскольку идущий следом автобус двигается на 20–30 км/ч быстрее, то в какой-то момент у него должна сработать усовершенствованная система аварийного торможения (AEBS) – электронный аналог полного торможения. «Мы стремимся к тому, чтобы столкновения не происходило ни при каких условиях», – поясняет эксперимент г-н Вицгаль.
До 1 200 километров за рулем изо дня в день
Команда MAN проверяет технику не только на полигоне, но и по дороге к нему: путь к Арьеплугу длиной 3 000 км сам по себе служит испытанием для грузовиков. Коллеги-водители из автобусного подразделения начинают свой путь от автомобильного парома в Гётеборге (Gothenburg) в 1 500 км от конечной точки маршрута.
Учитывая обширный состав испытаний, проводимых в холодном климате и в специальных длинных крытых охлаждаемых камерах, предпочтение отдается многофункциональному подходу вместо испытания отдельных агрегатов: характеристики прогрева двигателя, дополнительная обработка выхлопных газов, смена полосы движения, езда по кольцевой трассе, испытания на торможение или – испытание на выносливость, во время которого водители каждый день покрывают до 1 200 км в течение четырех месяцев, работая в две смены.
В конце каждого зимнего сезона испытаний вся команда с волнением ждет того дня, когда на полигон прибудут Бернд Майерхофер (Bernd Maierhofer), директор MAN Truck & Bus по НИОКР, в сопровождении других старших руководителей, чтобы лично убедиться в том, что все без исключения машины пригодны для эксплуатации на дорогах. К этой цели все идут сообща: «Зимние испытания играют важную роль и позволяют нам предлагать клиентам надежные и испытанные машины», – комментирует Йорг Юнгингер (Jörg Junginger), руководитель отдела ходовых испытаний автобусов. Его поддерживает коллега из подразделения грузовых автомобилей, Райнер Микш (Rainer Miksch): «Эксплуатационные испытания в экстремальных условиях очень важны для того, чтобы оправдать ожидания будущих клиентов».
Испытания на выносливость при -35°C: грузовые автомобили и автобусы, завершившие испытательную программу здесь, в Лапландии, получают путевку в жизнь. В дополнение к основной программе испытаний в Арьеплуге команда MAN также использует испытательный центр VW в Слагнасе (Slagnäs), что на 60 км южнее.
Слагнас – это место обмена технологической информацией между представителями всех марок в составе концерна VW Group. Автобусы проходят функциональные конструкторские испытания в Арьеплуге, а для испытаний на выносливость перегоняются на испытательный трек в Слагнасе. С точки зрения дальнейшего использования на дорогах, большое значение имеют испытания в режиме движения с частыми остановками при экстремально низких температурах.
Водитель-испытатель Михаэль Остермайер одним из первых перегнал грузовой автомобиль MAN из Мюнхена к Северному полярному кругу в 1987 г.: «В первые годы у нас даже не было собственной мастерской. Работать приходилось на улице, в мороз до -35°C».
При испытании автобусов в экстремальных условиях проверяются пределы возможностей системы аварийного торможения. «Мы проводим ту же программу испытаний, что и наши коллеги из подразделения грузовиков, а затем сравниваем результаты», – поясняет инженер-испытатель MAN Андреас Вицгаль.
Испытательный центр в Арьеплуге отлично подходит для испытания системы стабилизации ESP. Водители ловко маневрируют 40-тонными грузовиками на кольцевой трассе, проверяя устойчивость машины.
Применяется зимний сорт дизельного топлива, с которым двигатель работает оптимально даже при -35°C. После очередной заправки автобус готов к следующему рейсу в экстремальных условиях.