За последние годы ассортимент пива существенно расширился. Постепенно рынок хмельных напитков стали завоевывать оригинальные сорта так называемого крафтового пива. То, что происходит в этом рыночном сегменте, специалисты называют подобием промышленной революции.
Что такое крафтовое пиво
Крафтовым пивом называют любые сорта этого напитка, которые варят не в промышленных масштабах, а на небольших пивоваренных предприятиях. Нередко такие напитки изготовляются по оригинальным рецептам лишь для творческой самореализации или для личного употребления.
Отдельные крафтовые пивовары начинали дело с собственных кухонь и даже сарайчиков. Со временем энтузиасты расширяют производство, но и в этом случае они предпочитают арендовать готовые цеха, а не обустраивать частные пивоварни. В ход идут как традиционные и проверенные временем технологии пивоварения, так и авторские находки.
Официального названия этому явлению в русском языке еще не нашлось. В публикациях обычно используется прямая транслитерация – «крафтовое пиво». Иногда такие напитки называют «самодельными» или «ремесленными».
Признаки крафтового производства
На Западе существуют признаки производства крафтового пива:
малая пивоварня;
независимость от внешних инвесторов;
следование общим традициям пивоварения.
Малыми в США считаются пивоварни, где производится не более 700 млн литров в год. Широкие масштабы производства существенно повышают риск при экспериментах с напитком. Если тот или иной сорт не будет принят потребителем, убытки при массовом производстве могут быть очень ощутимыми. И это оправдано, ведь один из принципов пива крафт – составление уникальных рецептов и оригинальных вкусовых сочетаний. Требование к масштабам производства поэтому продиктовано здравым смыслом и житейской логикой.
Крафтовое производство не зависит от акционеров или внешнего финансирования. Три четверти общего капитала предприятия должно находиться в распоряжении ее владельца. Если для расширения дела потребуется более значительное участие внешних инвесторов, пивоварам будет трудно сохранить самостоятельность и подходить к делу творчески.
Крафтовое производство заботится о том, чтобы не нарушать принятые в пивоварении традиции. Базу оригинальных сортов пива должен составлять солод. Работы нацелены не на снижение стоимости пива и общих производственных расходов, а на расширение потребительских качеств продукта.
Крафтовое пиво: история
Первые упоминания о пиве в письменных источниках относятся к XX веку до новой эры. Но этот напиток наверняка готовили и гораздо раньше. За прошедшие с тех пор тысячи лет цивилизация достигла небывалых успехов. Но после серьезных экономических потрясений в XX веке общество пересмотрело свои подходы к культуре потребления. В масштабах государства стало выгодным массовое производство продуктов.
Реклама и другие новомодные средства «убеждения» потребителей позволили привести вкусы общества к некоему среднему значению. Мелкие пивоваренные компании стали закрываться. А крупное производство стало штамповать абстрактную продукцию, которая часто не имела оригинального вкуса и спецификации. Придя в пивной бар, любитель хмельного напитка просто заказывал разливное «пиво», а через несколько минут получал нечто ожидаемое по цвету и вкусу. Но широкого разнообразия напитка на рынке не наблюдалось.
Изменения начались во второй половине прошлого века. В 60-е годы стали возникают мелкие «гаражные» производства; там выпускались не только классические сорта, но и весьма оригинальные напитки, где была использована авторская рецептура. Первым крафтовым пивоваром в Соединенных Штатах стал Фриц Майтаг с его пивоварней Anchor Brewing. Легализовалось крафтовое пивоварение в США в 1978 году, но только в нескольких штатах. Этот процесс завершился лишь в 2013 году. Теперь в Америке работает более 2000 приватных пивоварен.
Крафтовое пивоварение: особенности
В основу этого вида пивоварения положена идея реализации творческого потенциала авторов, а не извлечение прибыли. Некоторые считают этот критерий единственным условием, позволяющим отнести напиток к крафту. И все же в Европе границы между ширпотребом и эксклюзивными сортами пива до сих пор размыты.
Принципы работы крафтовых пивоваров:
творчество;
инновации;
создание сообществ;
индивидуальность.
Пивовары все время в поиске новых вкусов. Они не бояться экспериментировать с различными добавками. Известны сорта пива, приготовленные на травах, арбузах, березовых почках. Бывают и более экзотические комбинации. Если производство одного сорта стабилизируется и прочно занимает нишу в одном из сегментов – говорить о крафте уже не приходится.
Крафтовые пивоварни подобны кинозвездам: они сильно зависят от поклонников. В условиях ожесточенной рыночной конкуренции выигрывают те предприятия, где лучше поставлена реклама «из уст в уста», то, что в России называют «сарафанным радио». Производители крафта не гоняются за баснословными прибылями. Но они любят предлагать людям яркий по вкусу продукт и зарабатывать на этом какие-то деньги, позволяющие поддерживать производство.
Обезличенное пиво постепенно уходит с рынка. Теперь на этом рынке, как и в других областях жизни, ценится индивидуальность, необычные рецепты и насыщенный вкус пива. Авторы пивных композиций считают свою работу столь же творческой, как деятельность художников, поэтов и композиторов.
Проблемы крафтового пивоварения
Определение крафтового пива по-прежнему размыто. Поэтому производители стараются включить в такую категорию все сорта, которые хоть немного выходят за рамки привычных видов напитка. Кое-кто из пивоваров быстро уловил рыночные тенденции, ощутил возможность легкого заработка и начал выпускать уникальные сорта в серьезных масштабах.
На рынке до сих пор велика доля «живого» пива и прочих его светлых и темных разновидностей. Они имеют некоторые признаки авторского крафтового пива, но под другие требования жанра категорически не подпадают.
Повальное увлечение новым направлением привело к появлению множества сортов, которые проигрывают даже обычному пиву. А это вполне может дискредитировать саму идею крафта. Специалисты все же полагают, что со временем крафтовый ажиотаж снизится, а мошенники и дилетанты покинут рынок.