Рынок коммерческого транспорта — отдельная и очень масштабная тема. Мы не будем вдаваться во все ее сферы, а затронем только начальный сегмент: легкие коммерческие автомобили (LCV), по-другому — малотоннажные модели широкого применения. То есть речь в основном пойдет о машинах полной массой до 3,5 тонн, которые для управления не требуют отдельной «грузовой» категории. И отметим именно базовые грузовые версии: шасси, бортовые, фургоны, тогда как большинство коммерческих семейств также предполагают пассажирские и специальные варианты. Есть тут свои монстры рынка, есть и «статисты», и все определяют сами перевозчики, кто умеет считать тонно-километры.
По статистике, официально российские перевозчики в этом классе предпочитают отечественного производителя: за не полный 2013 год 67% (то есть 2/3) доли продаж в сегменте легкого коммерческого транспорта принадлежит нашим исконным брендам. Доминирует ГАЗ: под этой маркой, которая ныне специализируется только на «коммерции», за 11 месяцев текущего года реализовано около 75000 автомобилей. И хотя это немного меньше предыдущего, отрыв от лидеров сегмента среди иностранных брендов (Ford и VW) пока не менее чем пятикратный.
Компактные
Когда-то за все компактные фургончики на базе легковых малолитражек серийно отдувался ижевский «каблук» (были у него и другие прозвища), ныне канувший в лету — последняя модель ИЖ 27175 (на базе ВАЗ 2104) «ушла» в прошлом году ввиду завершения карьеры прототипа. Сейчас отечественный грузовой мини-сектор отстаивает мелкосерийная продукция ВИС-Авто, где на базе Самары, Гранты и Нивы делают «полурамные» шасси под бортовой кузов и фургоны. Получаются самые доступные средства грузоподъемностью до 700 кг. Правда, вот-вот уйдет из списка модель на базе Самары, поскольку и здесь донор сошел со сцены.
ВИС 2349
Зато набирает ход новый серийный фургончик от самого АвтоВАЗа — грузовая версия Lada Largus, способная везти груз в 2,5 кубометра массой до 750 кг. Других транспортных вариаций пока нет, и двигатель только меньшей мощности, но есть пять вариантов оснащения. Доля этого фургона в семействе уже составляет более 10%, а вместе с продукцией ВИС-Авто на рынке LCV «Ларгус-фургон» занимает пятое место.
Lada Largus фургон
Прочий официальный выбор из цельнометаллических «каблучков» за европейским контингентом. Это переднеприводные модели с полезным объемом в стандарте немногим более 3,0 кубометра и грузоподъемностью 700-800 кг. Как правило, имеются версии на удлиненной базе, с высокой крышей и комбинированные (грузопассажирские). Но кроме общих черт, все же есть индивидуальные отличия, касающиеся двигателей, оснащения и собственно грузовых параметров.
В исходном виде европейские «каблучки» по-рабочему аскетичны: простенький интерьер, одна подушка, ABS, начальный электропакет, грузовой отсек без «капитальной» отделки и дополнительных боковых дверей. Все остальное: подушка для пассажира, борткомпьютер, аудиосистема, кондиционер и другие радости — все это опции.
По части маркетинговых изощрений более других для рынка РФ «постарался» Fiat Doblo Cargo (на заглавном фото): начальная цена самая низкая, но достигается за счет скромняги-двигателя и абсолютно пустой базы, где нет ничего вообще. Подушки, ABS и прочее — все опционально. По сравнению с ним одноклассники вносят большее разнообразие, предлагая на выбор бензиновые и дизельные двигатели, как у Renault Kangoo и Citroen Berlingo. У Peugeot Tepee VU два бензиновых и дизельный (для удлиненной версии), у VW Caddy свои два бензиновых и один дизельный двигатели (все турбо), плюс версия Cross Caddy, то есть даже грузовой фургончик оформлен во «внедорожном» стиле.
Renault Kangoo (слева), Citroen Berlingo (в центре) и VW Cross Caddy Kasten (справа)
Обособленно выглядит Ford Transit Connect: только дизель 1,8 литра, но в трех вариантах мощности, к тому же грузоподъемность этих фургончиков доходит до 900 кг. В базовом оснащении не только подушка и ABS, но также аудиосистема и предпусковой подогреватель, боковая сдвижная дверь. Правда, и цена за машину повыше других (но пониже дизельного VW Caddy), а на пороге уже новое поколение, по дизайну исполненное в стиле новых легковых моделей компании.
Новое поколение Ford Transit Connect
Своего рода сенсацией в этом классе стал дебютант 2013 года Mercedes-Benz Citan. Компания, известная своим влиянием в коммерческом мире, тем не менее, не охватывала компактный сектор. Теперь марка «залезла» и сюда, причем на плечах Renault — это как раз первый продукт совместной деятельности с французским концерном, сотрудничество с которым началось в 2010 году. Mercedes Citan не что иное, как соответственно бренду одухотворенный Renault Kangoo. Для рынка РФ идет в двух вариантах по длине, с системой стабилизации в базовом оснащении и пока только с 1,5-литровым дизелем, но в трех вариантах по мощности. Конечно, есть комби и пассажирские версии, но базовая цена даже за самые доступные варианты — грузовые фургоны, получилась примерно на 35% выше, чем за французский соплатформенник.
Mercedes-Benz Citan
Покрупнее
Но как бы там ни было, в России мелочиться не время, компактный класс не слишком востребован. Предпочтения отдаются все же более вместительным машинам, грузоподъемностью до 1,5 тонны. То есть как Соболь и Газель (ныне с приставкой Бизнес). Эти семейства на своем веку перебрали много двигателей, сейчас выбор между «проверенным временем» УМЗ 2,9 литра и китайского производства Cummins 2,8 литра.
Газель Бизнес
Есть различные бортовые версии, в том числе с двойной кабиной и так называемой европлатформой, цельнометаллические фургоны объемом до 9 кубов, а «бонусом» — варианты с полным приводом. Кроме того, уже с завода сейчас предлагаются би-топливные модификации, то есть на бензине и газовом топливе. В основном еще с ГБО на нефтяном сжиженном газе, хотя начали ставить более перспективные, как считается, системы — с питанием на сжатом природном газе (CNG).
Газель Next
Ну а флагман семейства, дебютант весны 2013 года — Газель Next. Основные отличия, как уже широко известно, в новой кабине и передней рычажной подвеске на пружинах. На данном этапе предлагается шасси и различные «борты», двигатель пока один — все тот же дизель Cummins. Бензиновый тоже будет, чуть позже, ну и в ассортименте появятся ц/м фургоны, м/автобусы и спецтехника. Впрочем, когда все это появится, тогда и обычная Газель уйдет в историю.
Citroen Jumpy (слева) и Peugeot Expert VU (справа)
Что в промежуточном формате «Соболя», то есть с грузоподъемностью в районе тонны, предлагают европейцы? Здесь есть свежие новички российского рынка — Peugeot Expert, который поступил в продажу с осени 2013 года. Появление модели восходит еще из середины 90-х на базе Peugeot 806, сейчас представлено второе поколение после рестайлинга. Нам предлагается два варианта дизеля. С более мощным полезная нагрузка на 200 кг выше, но грузовое исполнение только ц/м фургон. Его прямой аналог (а точнее — двойник), и тоже из новичков нашего рынка — Peugeot Jumpy. Вот здесь уместно добавить, что с обеими моделями стали доступны и пассажирские версии (Tepee и Multispace соответственно) на 9 мест с водителем — по сути, новые для нас полноразмерные минивэны, которые по ценам от 999 000 рублей разнообразили этот сегмент рынка. Кстати, еще чуть раньше появился пассажирский одноклассник Ford Tourneo Custom, причем у него один дизель 2,2 литра и богаче базовое оснащение (сразу кондиционер, аудиосистема, подогревы, круиз-контроль и др.), но и цены от 1,5 млн рублей.
Ford Tourneo Custom
То есть речь о сегменте, где представлен и фургон однотонник Mercedes-Benz Vito, где выбор уже иной. Здесь также разные варианты по длине и высоте, с объемом грузового отсека до 7,5 кубов, но «единый» 2,1-литровый дизель в разных версиях по мощности. Для особых ценителей парочка престижных моторов — 3,0-литровый дизель V6 и даже бензиновый 3,5 литра, причем оба идут с 5-ступенчатой АКП. Эти двигатели более логичны в пассажирских версиях Vito (или комби, что тоже предусмотрено в линейке), но такое же право сохранено и для фургонов. Однако этот же автомат как опция доступен и для базовых дизелей (версия в 136 и 163 л.с.), плюс с ними же на заказ можно получить и полный привод.
Mercedes-Benz Vito
В этом же сегменте VW Transporter «берет» побольше (до 1,4 тонны), версия фургон разного исполнения с объемом грузового отсека от 5,8 до 9,3 кубов, и оснащается широкой линейкой 2,0-литровых дизельных и бензиновых двигателей. Плюс варианты с полным приводом — с дизелями 140 и 180 л.с. и топовым бензиновым 204 л.с., более того, с этими же моторами доступны и 7-ступенчатые роботы DSG. В базовое оснащение кроме подушки для водителя входит комплекс систем активной безопасности, включая ESP, но кроме начального электропакета с подогревом зеркал и форсунок омывателя, все прочие элементы комфорта — за отдельную плату. Кроме того, Transporter доступен в версиях шасси и с бортовым кузовом, где базовое и опциональное оснащение то же самое, но исключен 204-сильный бензиновый двигатель.
VW Transporter
Большие среди легких
Все же более «ходовыми» в этом сегменте выступают, так сказать, полноразмерные фургоны. Не случайно иностранные сборочные предприятия в России делают ставку именно на этот класс. Так, в свое время довольно успешно было развернуто производство Fiat Ducato предыдущего поколения, хотя из-за «внутренних противоречий» инвесторов проект свернулся. Сейчас Ducato импортируется в своем нынешнем поколении, которое делит платформу с Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Правда, есть различия по двигателям — Fiat ставит «свой», ивековский дизель, у французов свой.
Fiat Ducato Double Cab (слева), грузовой вариант Peugeot Boxer (в центре) и микроавтобус Citroen Jumper (справа)
Но во всех случаях силовая часть «статична» — двигатель в одном исполнении и только с МКП. Выбор же предлагается «по существу», то есть разного исполнения (по длине и высоте) фургоны объемом от 8 до 17 кубов, грузоподъемностью от тонны. А кроме того шасси с одинарной и двойной кабиной и разной базой, а также комби и спецверсии. Оснащение тоже по требованию: в базе необходимый минимум — одна подушка, ABS, электропакет, защита картера, но за отдельную плату — широкий список «допов», включая климат-контроль, датчик дождя, парктроник, омыватель фар и многое другое.
Но свято место пусто не бывает: все идет к тому, что другой одноклассник — фургон Renault Master, в нынешнем поколении выпускаемый с 2010 года, будет выпускаться и у нас. Пока не ясно, в каких именно версиях, ведь европейские варианты предполагают как передний, так и задний привод, но двигатель, очевидно, будет также «в одно лицо».
Renault Master
Но французов немного опередили немцы: в режиме полного цикла на площадке ГАЗ уже развернуто производство фургонов Mercedes-Benz Sprinter теперь уже предпредыдущего поколения, получивших приставку Classic. Проектная мощность — 25 000 машин в год, с лета 2013-го фургоны поступают в продажу. Один проверенный дизель серии ОМ 646, высокая крыша в базе, два варианта длины с объемом 10,4 и 13,4 кубов, грузоподъемность около 1,5 тонны — потребительская «корзина» не богата, но оптимизирована. Во всяком случае, именно текущий год дал компании прирост продаж в данном сегменте сразу на 25%, и появление Sprinter Classic здесь наверняка сыграло свою роль.
VW Crafter (слева), созданный на базе уходящего поколения MB Sprinter, и их общий предок — Mercedes-Benz Sprinter Classic
Ну а кому нужен более современный выбор, надо обращаться к Mercedes-Benz Sprinter текущего поколения (к слову: в Европе недавно дебютировало новое поколение этой модели). Здесь уже все по законам глобальных «конструкторов» — техника и грузовые возможности «безграничны» и подбираются исходя из индивидуальных задач, и весовой диапазон широкий, с полной массой от 3 до 5 тонн. Если необходимо, можно заказать не просто полный привод, а даже «внедорожный» вариант с понижающей передачей и грязевыми шинами. Есть бензиновые двигатели, в том числе в версии с NGT (на природном газе). Также можно получить вариант с 5-ступенчатой АКП (с бензиновыми двигателями) и роботизированной коробкой 7G-Tronic Plus. Ну и, разумеется, кроме фургона предлагаются шасси в ассортименте и бортовые.
Mercedes-Benz Sprinter 4WD
Свой мультивыбор предлагает Ford Transit, сборка которого в России на новом предприятии Ford Sollers в Елабуге началась еще раньше — в начале 2012 года. Конечно, здесь свои особенности: единый коммерческий дизель 2,2 литра в трех версиях по мощности, а привод с учетом всего доступного ассортимента возможен в трех ипостасях — передний, задний, полный. Разумеется, и VW «в теме»: семейство Crafter в конфигурациях по двигателю и кузову разветвлено как надо, но с учетом только заднего привода. Не безызвестные в России малотоннажники Iveco Daily с 2011 года представлены в новом поколении, выбор дизеля 2,3 литра по мощности, а также версий по шасси и кузову есть, хотя на фоне конкурентов эти автомобили на нашем рынке как-то потерялись.
Ford Transit (слева) и Iveco Daily (справа)
Неформаты
Европейский сегмент LCV подразумевает машины более безопасной капотной (или полукапотной) компоновки с расположением кабины за двигателем. В то же время еще по линии second-hand из Японии коммерческий сектор в свое время получил широкое распространение за счет машин бескапотной компоновки «кабина над двигателем». Сейчас и официально такие грузовики предлагаются, и некоторые даже собираются в РФ, но речь в основном о среднетоннажных моделях и более. Хотя есть и «граничные» варианты в виде Nissan Cabstar грузоподъемностью в районе 1,5 тонны — шасси разной длины и бортовые.
Nissan Cabstar
Также по классу бескапотников выступают, и весьма активно, корейские минигрузовики — речь об однотонниках Kia Bongo и Hyundai Porter. Последний даже не так давно собирался на ТагАЗе, но это модель предыдущего поколения и особо не заметна. В восточных регионах России больше продается машин по «серым» каналам: из Кореи привозят современные версии для внутреннего рынка. Уже в базе они неплохо оснащены, а особым спросом пользуются полноприводные версии с двойной кабиной — некая альтернатива пикапам. Причем если до недавнего времени 4WD и 5-местная кабина были прерогативой Kia Bongo, то сейчас подобные версии стали появляться и под маркой Hyundai.
Kia Bongo
Бескапотники в России, куда же без них, представлены и китайскими марками, среди них и весьма экзотические легкие варианты типаBAW Tonik c бензиновым двигателем 1,3 литра, рассчитанный на 1,3 тонны груза. Но даже с учетом невысоких цен, китайская продукция похвастать заметным влиянием на рынке пока не может. Об этом говорят результаты продаж: тот же BAW со всеми грузовыми моделями за 11 месяцев 2013 года реализовал всего чуть больше 1400 машин. В продолжение этой тематики нельзя не отметить и один из новых проектов на ТагАЗе — в прошлом году здесь освоили выпуск минигрузовика Hardy, имеющего китайские корни. Его особенность уже в полукапотной компоновке. С бензиновым двигателем 1,3 литра бортовая версия может брать тонну груза. В стандартном оснащении электроусилитель руля, ABS, радио, туманки. Цена невысока, но вот не слышно, что бы эта модель стала реальной альтернативой, скажем, тому же Соболю. Тем более, выпуск модели приостановлен из-за экономических сложностей на предприятии: купить Hardy (как и Porter) получится разве что из остатков у каких-нибудь дилеров.
BAW Tonik (слева) и TагАЗ Hardy (справа)
Ну и самый неформатный, истинно самобытный представитель, даже целый сегмент — традиционная продукция УАЗ. В таком соотношении вездеходных качеств, грузовместимости и цены ничего подобного нет. Были модернизации по двигателю, по приводу, но в целом конструкция та еще: для ряда моделей и усилитель руля по-прежнему опция. Предлагаются разные варианты бортовых и ц/м фургонов, есть и пассажирские, а из более современных последователей пока только одна — бортовая модель Cargo на базе Patriot.
УАЗ Cargo (слева) и грузопассажирская модификация «санитарки» — УАЗ 39625
Предложение новых LCV на российском рынке, ориентировочные цены (на январь 2014 года):
Модель
Тип кузова
Тип привода
Двигатель (л/л.с.)
Стоимость, руб
ВИС 2347 (Самара)
Бортовой/фургон
Передний
1,6/82
от 318 000
ВИС 2349 (Гранта)
Бортовой/фургон
Передний
1,6/87
от 350 000
ВИС 2346 (Нива)
Бортовой/фургон
Полный
1,7/83
от 390 000
ГАЗ Соболь
Бортовой/фургон
Задний/полный
2,9/107
от 512 000
ГАЗ Соболь
Бортовой/фургон
Задний/полный
2,8/120
от 632 000
ГАЗ Газель
Бортовой/фургон
Задний/полный
2,9/107
от 577 000
ГАЗ Газель
Бортовой/фургон
Задний/полный
2,8/120
от 697 000
ГАЗ Газель Next
Шасси
Задний
2,8/120
от 699 000
ГАЗ Газель Next
Бортовой
Задний
2,8/120
от 749 000
ТагАЗ Hardy
Шасси/бортовой
Задний
1,3/78
от 360 000
УАЗ Cargo
Бортовой
Полный
2,7/128
от 550 000
УАЗ Cargo
Бортовой
Полный
2,2/114
от 640 000
УАЗ
Бортовой/фургон
Полный
2,7/112
от 469 000
BAW Tonik
Бортовой
Задний
1,3/70
от 454 000
Citroen Berlingo
Фургон
Передний
1,6/90
от 611 000
Citroen Berlingo
Фургон
Передний
1,6/75
от 638 000
Citroen Jumpy
Фургон
Передний
1,6/90
от 899 000
Citroen Jumpy
Фургон
Передний
2,0/120
от 1 009 000
Citroen Jumper
Шасси
Передний
2,2/130
от 953 000
Citroen Jumper
Фургон
Передний
2,2/130
от 1 039 000
Fiat Doblo Cargo
Фургон
Передний
1,4/77
от 555 000
Fiat Ducato
Шасси
Передний
2,3/120
от 869 000
Fiat Ducato
Бортовой
Передний
2,3/120
от 1 123 000
Fiat Ducato
Фургон
Передний
2,3/120
от 949 000
Ford Transit Connect
Фургон
Передний
1,8/75-110
от 766 000
Ford Transit
Шасси
Передний/задний/полный
2,2/100-155
от 1 038 000
Ford Transit
Фургон
Передний/задний/полный
2,2/100-155
от 1 091 000
Foton BJ 1039
Бортовой
Задний
2,8/92
от 795 000
FAW 1041
Бортовой
Задний
3,2/103
от 717 000
Hyundai Porter
Шасси/бортовой
Задний
2,5/80
от 465 000
Hyundai Porter
Бортовой
Задний/полный
2,5/133
от 840 000
Isuzu NLR 85
Шасси
Задний
3,0/130
от 1 107 000
Iveco Daily
Шасси
Задний
2,3/116
от 1 314 000
Iveco Daily
Бортовой
Задний
2,3/116
от 1 403 000
Kia Bongo
Бортовой
Задний/полный
2,5/133
от 840 000
Lada Largus
Фургон
Передний
1,6/87
от 339 000
Mercedes Citan
Фургон
Передний
1,5/75-110
от 866 000
Mercedes Vito
Фургон
Задний/полный
2,1/95-163
от 1 137 000
Mercedes Vito
Фургон
Задний
3,0/122
от 1 747 000
Mercedes Vito
Фургон
Задний
3,5/258
от 1 847 000
Mercedes Sprinter
Шасси
Задний/полный
2,1/95-163
от 1 055 000
Mercedes Sprinter
Шасси
Задний
3,0/190
от 1 370 000
Mercedes Sprinter
Шасси
Задний
1,8/156
от 1 230 000
Mercedes Sprinter
Шасси
Задний
3,5/258
от 1 550 000
Mercedes Sprinter
Фургон
Задний/полный
2,1/95-163
от 1 445 000
Mercedes Sprinter
Фургон
Задний
3,0/190
от 1 760 000
Mercedes Sprinter
Фургон
Задний
1,8/156
от 1 620 000
Mercedes Sprinter
Фургон
Задний
3,5/258
от 1 940 000
Mercedes Sprinter Classic
Фургон
Задний
2,1/109
от 1 177 000
Nissan Cabstar
Шасси
Задний
3,0/150
от 1 078 000
Nissan Cabstar
Бортовой
Задний
3,0/150
от 1 180 000
Peugeot Partner VU
Фургон
Передний
1,6/90
от 611 000
Peugeot Partner VU
Фургон
Передний
1,6/110
от 616 000
Peugeot Expert VU
Фургон
Передний
1,6/90
от 899 000
Peugeot Expert VU
Фургон
Передний
2,0/120
от 979 000
Peugeot Boxer
Шасси
Передний
2,2/130
от 933 000
Peugeot Boxer
Фургон
Передний
2,2/130
от 1 019 000
Renault Kangoo
Фургон
Передний
1,6/102
от 610 000
Renault Kangoo
Фургон
Передний
1,5/86
от 650 000
Renault Master
Фургон
Передний
2,3/125
от 998 000
Renault Master
Фургон
Задний
2,3/125
от 1 269 000
VW Caddy
Фургон
Передний
1,2/86
от 709 000
VW Caddy
Фургон
Передний
1,2/105
от 765 000
VW Caddy
Фургон
Передний
2,0/110
от 813 000
VW Transporter
Шасси
Передний/полный
2,0/84-180
от 847 000
VW Transporter
Бортовой
Передний/полный
2,0/84-180
от 1 084 000
VW Transporter
Фургон
Передний/полный
2,0/84-204
от 1 153 000
VW Crafter
Шасси
Задний
2,0/109-163
от 1 164 000
VW Crafter
Бортовой
Задний
2,0/109-163
от 1 419 000
VW Crafter
Фургон
Задний
2,0/109-163
от 1 469 000
Василий Ларин