Схема оформления мелких ДТП без участия ГИБДД, она же Европротокол, выглядит очень удобной: не нужно ждать инспекторов ДПС, можно все урегулировать на месте и разъехаться по своим делам. Но на практике все оказывается не так просто, и даже один просчет может лишить выплаты по страховке.
Kolesa.Ru попытались разглядеть и показать «подводные камни», которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться Европротоколом.
Напомним, что Европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по Европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.
Для того, чтобы воспользоваться Европротоколом должны быть соблюдены следующие условия: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств, 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было, 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО, 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений, 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!
Больше двух не собираться
Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия, «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому Европротокол здесь оказывается неприменим.
Также нельзя воспользоваться Европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями, либо когда такой контакт минимален. Типичный пример - один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.
Предъявите документы!
При желании воспользоваться Европротоколом, обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.
Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому Европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия Европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)
Скажем прямо
Самый важный и ответственный момент — заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью должны быть указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника должна быть обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.
Также бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться Европротоколом, но не решился, так и для тех кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.
Презумпция виновности
Страховые компании смотрят на обращения по схеме Европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они, в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там где нужно платить больше, возникает сопротивление.
Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать Европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.
Ущерб замедленного действия
Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам Европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, незамеченные сразу владельцем. Например, простая царапина на диске, при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. Тоже самое может произойти, если невиновный участник, подписавший Европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом, подать иск в суд на пересмотр Европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска, бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан, как минимум, вернуть полученную сумму страховой компании.
Таким образом, российский Европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому»... И не удивительно, что число воспользовавшихся Европротоколом по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться Европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».