Желтая чума! Спасайся кто может – это самая бешеная тачка 2013 года!
Электромобили – отстой? Только не Twizy RenaultSport F1. Этот малыш развивает почти 100 сил и разгоняется до сотни, как Megane R.S.! На одну наносекунду, когда инженер Renault тыкает в маленький серебристый кружок, я задумываюсь: куда мы сейчас – вперед или вверх? Жужжит насос, еще какая-то штуковина из какого-то дорогущего суперсплава начинает свистеть по нарастающей, как чайник, а вся машина – пульсировать энергией почти ощутимо. Класс!
У меня за спиной не потоковый накопитель Дока Брауна из фильма "Назад в будущее”, а система KERS от формульного болида. KERS, как вы уже зна ете, это система рекуперации кинетической энергии. Эта жутко сложная технология появилась в Ф-1 в 2009 году, когда спорт резко решил стать чистым. Раньше энергия при торможении уходила в воздух. Теперь ее собирают в аккумуляторы. А потом пилоты расходуют ее порциями по 80 сил, ускоряясь в среднем на шесть секунд за круг. С тех пор как механики перестали гибнуть от электрошока (как случилось в BMW Sauber), все пошло отлично.
Twizy RS F1 по сути – "KERS-на-колесах”. Тарик Аит Саид из RenaultSport объяснил нам: "Многие технологии, перешедшие из Ф-1 в обычные машины, невидимы. Мы хотели показать, как KERS (принцип которого еще не все понимают) может работать на дороге. А где показать, как не на электромобиле!”
В системе три основных компонента: электрический мотор-генератор, который крутит кардан, блок управления KERS и комплект литиево-ионных аккумуляторов. Почти все взято от болида Renault F1 (2011 года). Мощность обычного электромобиля (17 л.с.) увеличена до 97-ми. В сущности, это Twizy с двумя моторами. Этот концепт Renault эксцентричен, но, как ни странно, актуален.
Преобразовать гоночную систему под Twizy было трудной задачей. Например, KERS на "формуле” вступает в работу незаметно, на скорости около 90 км/ч. И он не работает все время. То есть нужно было переписать алгоритм программ и переделать электронику. Подвеску, к счастью, не меняли, поскольку RenaultSport разрабатывал стандартную ходовую Twizy с запасом. Колеса взяли от Формулы Renault 2.0.
Пришлось выкинуть заднее сиденье – под крышкой из плексигласа в небольшом цилиндре прячется главный мотор KERS, а рядом с ним угнездился блок, преобразующий энергию. Все это плюс дополнительный комплект аккумуляторов выделяют много тепла, поэтому по синим трубкам в отсек поступает охлаждающая жидкость. Есть радиатор, пара вентиляторов, и если присмотреться, можно заметить полоску радиаторной решетки в задней части кузова. Если снять передний спойлер и задний диффузор, которые эффективны как плюшевый мишка, то автомобильчик не потеряет в красоте.
1. ТОРПЕДО Панель – как у обычного Twizy. Но больше ничего обычного в ней нет 2. ВАМ ЕХАТЬ? D, N и R – кнопки, как у стандартного Twizy. Просто нажми и поехали 3. РУЛЬ От гоночного автомобиля, на сей раз это Formula Renault 3.5 4. ЗАПАСЫ На табло датчики заряда обычных аккумуляторов и KERS 5. КНОПКИ Красная включает Recovery, желтая – Boost, ступенчато до 80 л.с. 6. ЛЕПЕСТКИ Тянешь карбоновые уши – KERS наготове. Отпускаешь – включился 7. СЛУШАЙ Серебристая кнопка включает свист и жужжание – система готова 8. КОЛЕСА Слики и диски достались от Формулы Renault 2.0. Вот свезло Но гораздо важнее, что трансмиссия здесь формульная. Она следит за тем, чтобы два мотора тянули вместе и при этом Twizy F1 не заискрил, не застрелял и не взорвался на месте. Стандартный моторчик Twizy крутит 7500 оборотов, хотя может и 10 000. А вот KERS – аж 36 000. Понижающая передача позволяет им работать в гармонии. Аккумуляторы и мотор стандартного Twizy – на своем обычном месте, под водительским сиденьем.
Если простой Twizy необычен, то F1 еще причудливее. Руль – от Формулы Renault 3.5 и больше напоминает портативный компьютер. Два светодиодных табло по центру показывают уровень заряда в главном аккумуляторе и в KERS, а еще давление масла и температуру воды. Два кругляша управляют режимом Recovery, отводя энергию от главного мотора Twizy и запасая ее. А есть еще режим Boost, который позволяет водителю реализовать эту энергию порциями с шагом в 13 сил вплоть до максимальной в 80 л.с. В бардачке полно розеток и гнезд, настоящий коммутатор.
Вернемся к свисту и жужжанию. В обычном Twizy тихо, поэтому ощущение необычное. Явно где-то внутри вырабатывается энергия. Но, как бывает с электромобилями, она не у вас в руках, а где-то в эфире. RenaultSport F1 устроил нам с тест-пилотом гонку: я на Twizy F1, а он – на Megan R.S. Чтобы взвести KERS, нужно потянуть карбоновые уши. Потом отпускай – и держись! Через мгновение меня подхватывает невероятная сила. Никакого особого умения не нужно, и в первой части дистанции я определенно обгоняю Megane. Финиш он проходит первым, но моя телеметрия показывает разгон до сотни за 7,6 с. Неплохо.
ЦИФРЫ
Электромотор 17 л.с. + KERS 80 л.с., 0-100 км/ч за 7 с, 109 км/ч, 564 кг
ЦЕНА
£ 1 000 000 (примерно)
ВЕРДИКТ
Гениальная демонстрация технологии Renault F1, осталось только решить вопросы цены и практичности