Куда ушла красота из автодизайна? Созерцание былых шедевров часто подводит нас к мысли, что «сейчас таких не делают». Пластика форм, обаяние дизайна, его одухотворенность - как будто бы все осталось там, в одиозных экспериментах 30-х, 50-х 70-х...
Но красота никуда не делась. Она здесь, с нами. И я вам это наглядно покажу, взяв пять современных шедевров и сравнив их с предками.
В любой коллекции ТОР-10 на все времена и народы львиную долю списка будут занимать суперкары и супер-родстеры, которые прошли через сито времени. Заурядности в эти списки не попадают, и это создает ауру неповторимости былых времен, когда карандаши были острее, а люди романтичнее.
Говоря «сейчас такие не делают» порой подменяют понятия, сравнивая плакат Jaguar E-Type с Hyundai Accent под окном. Большинство шедевральных машин и тогда, и сейчас дОроги, непрактичны, а то и просто ненадежны (возможно, в этом есть какой-то скрытый смысл, ведь компании вынуждены распределять ресурсы, и кто-то предпочитает вкладываться в технологию, а кто-то - в эстетику).
Я выбрал пять автомобилей, которые считаю весьма удачными и имеющими все шансы стать новой классикой. Чтобы сравнивать, ниже приведены фото их предшественников. Сразу соглашусь с тем, что Defender не совсем предшественник Evoque. Но у последнего в принципе нет родителей: кроссовер - явление новомодное.
Не могу сказать, что новые инкарнации старых моделей кажутся пустыми и бездушными. В них тоже чувствуется вдохновение, и если абстрагироваться от гипноза прелестной старины, новые модели лично мне импонируют больше: они более резкие, яркие, напористые.
С другой стороны, при таком лобовом сравнении бросается в глаза, что в современном дизайне утрачено искусство простых форм. Старые машины нарисованы меньшим количеством линий и украшены меньшим количеством мишуры. Отчасти это следствие уровня технологий, которое дизайнеры использовали во благо. Старые машины определенно «чище», прозрачнее для восприятия. А потому, наверное, медленнее стареют. Потому что форма фар приедается гораздо быстрее, чем экзотические пропорции.
Не забудем и тот факт, что современным дизайнерам работать сложнее. Да, в их руках более совершенные инструменты, но технические, экономические и маркетологические требования зачастую лишают их свободы слова. Поэтому в мой список попали модели, в которых, по сути, дизайнеры получили карт-бланш. Одну из них - Chevrolet Camaro - создавал наш земляк, россиянин Владимир Капитонов.
А вообще, бесполезно пытаться вычислить шедевр. Они вокруг нас, но единственным критерием классики является время. Можно сколько угодно гипнотизировать потребителя рассказами про «экспрессивный чарующий дизайн», но лет через двадцать все встанет на свои места: одни машины будут сохнуть гербарием на страницах старых каталогов, другие попадут в музеи и на постеры подростков. Кто возьмется их угадать?
Mercedes-Benz SLR
Mercedes-Benz 300 SL
Citroen DS5
Citroen DS
Chevrolet Camaro
Chevrolet Camaro
Range Rover Evoque
Land Rover Defender
Nissan 370Z
Nissan Fairlady Z