Полезные статьи

Компенсации за утилизацию старого авто

 Компенсации за утилизацию старого авто

 

Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе

О новой схеме продаж автомобилей украинской сборки в телеэфире заявил вице-премьер-министр Юрий Бойко. По его словам, физическим лицам, сдавшим старое авто на утилизацию и решившим купить новое, будет выдаваться сертификат, дающий право на скидку в размере 12 тыс. гривен.

Для автоимпортеров эта новация стала очередной неожиданностью. Представители отечественного автопрома, естественно, заявляют, что компенсационные выплаты позволят увеличить спрос на автомобили украинской сборки.

Судя по всему, схема в деталях еще не проработана. Но известно, что для выплаты компенсаций правительство намерено выделить часть средств от утилизационного налога (УН). Формально он действует в Украине с 1 сентября, однако на рассмотрении ВР находится несколько законопроектов, которые направлены на уменьшение размера УН или на его отмену.

Сегодня размер утилизационного налога в Украине составляет 5,5 тыс. гривен с каждого легкового автомобиля независимо от объема двигателя (в ЕС в среднем сто евро). Правда, соответствующее лобби пытается оставить в силе поправочные коэффициенты, при применении которых УН может превышать 30 тыс. гривен.

Полурабочий полуналог

Если Украина всё-таки подпишет договор об ассоциации с ЕС, то нам, вероятно, придется снизить спецпошлины на импорт новых автомобилей, действующие с 14 апреля 2013 года (см. "Автопошлятина"). Но полная отмена утилизационного сбора, который останется единственным средством протекционизма в отношении отечественных автопроизводителей, маловероятна. Однако снижение размера УН и упрощение процедуры его администрирования возможны.

Для выплаты компенсаций покупателям украинских авто правительство намерено выделить часть средств от утилизационного налога. Но его отмены или снижения требует Запад.

Во-первых, законы №421-VII "Об утилизации транспортных средств" и №422-VII "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств…" оказались настолько сырыми, что Виктор Янукович, хоть и подписал их, тут же поручил Кабмину разработать изменения в документы. Во-вторых, представительство ЕС в Украине в категорической форме предупредило президента, что если на момент полномасштабного введения УН он не будет приведен в соответствие с европейскими нормами, подписание договора об ассоциации будет поставлено под сомнение. Так что, возможно, новую схему поддержки отечественного производителя придется пересматривать буквально на ходу.

А пока полуработающий УН привел к замиранию импорта иномарок. По данным "Эксперта", их ввозят, но не растаможивают в надежде на отмену или уменьшение налога. Продаются только авто, ввезенные до 1 сентября. Как рассказали "Эксперту" представители компании "Порше-Украина", автомобили, заказанные в августе, потребители получат в декабре.

Другие обожглись

Разрабатывая компенсационный пакет, Кабмин использует опыт государств, которые с помощью выплат пытались удержать объемы производства на автозаводах в 2009-2010 годах.

Программы под обобщающим названием "бонус в обмен на хлам" в 2009-м позволили увеличить спрос на новые автомобили в Германии на 23%. Государственное дотирование покупателей новых машин позволило на короткое время стабилизировать ситуацию во Франции, Италии и Испании.

В США государственный подогрев покупательского спроса поднял продажи в отдельных сегментах на треть. Причем за океаном компенсационный чек был действителен только при покупке новых авто, собранных на территории США (модель и марка значения не имели).

Программы покупательской лояльности финансировались из бюджетов. Государственные затраты на спасение автопромов впечатляют: США - три-пять миллиардов долларов, Германия - 2,2 млрд долларов, Италия плюс Испания - 1,8 млрд долларов.

Однако по окончании стимулирующих программ падение спроса в Германии составило семь процентов, во Франции и Великобритании в среднем 13%. Рынки Испании, Италии и Португалии обвалились на треть.

Основную роль в этом процессе сыграло сжигание отложенного спроса - за неполный год новые легковушки купили даже те автомобилисты, которые намеревались менять колеса через три-пять лет.

По данным исследования, проведенного группой аналитиков Дуйсбург-Эссенского университета, после того как в августе 2009 года закончилась программа выплаты бонусов покупателям новых авто, в Германии действовали воистину фантастические скидки. Например, хетчбэк Toyota Auris продавался на 48,4% дешевле рекомендованной производителем цены. Сопоставимые скидки предлагали Citroen, Ford и Peugeot. Но если Toyota и Citroen проскочили постбонусный период с минимальными потерями, то компании Ford и Peugeot вынуждены закрывать заводы и сокращать персонал.

Администрация Барака Обамы выделила на спасение "Большой тройки" (компании Chrysler, Ford, GMC) 13 млрд долларов. Но контрольный пакет акций корпорации Chrysler стал собственностью Fiat, Америка потеряла такие легендарные бренды, как Hummer, Mercury и Pontiac. Тень забытья нависла также над премиальным брендом Lincoln.

Нынешний год стал рекордным по числу мероприятий, направленных на защиту отечественного автопрома: в апреле введены спецпошлины, в сентябре - утилизационный налог. Сегодня речь идет о компенсационных выплатах.

Реализация таких мер позволяет довести разницу в стоимости между украинским автомобилем и его импортным аналогом до 20-30%. Однако 64% легковых авто, собираемых в Украине, относится к категории low cost и стоит около десяти тысяч долларов. Кстати, "бюджетные" модели украинского автопрома дороже европейских "одноклассников".

Четыре ведущих украинских автомобильных завода закрывают потребности отечественного рынка в легковых автомобилях примерно на треть. В Испании этот показатель составляет 17%, Франции - 35%, Италии - 42%, Германии - примерно 65%. Между тем наши автопроизводители за редким исключением выпускают модели, которые позиционируются как замена древним советским легковушкам. А для многих владельцев "Запорожцев" и "Москвичей" что десять тысяч долларов, что семь - сумма очень большая.

Единственным исключением будет китайский сегмент. Автомобили, собранные в КНР, после введения компенсационной схемы окажутся дороже украинских "одноклассников", а потому китайский сегмент просядет по некоторым моделям процентов на тридцать.

Более обеспеченные покупатели не кинутся в объятия отечественного автопрома по той простой причине, что считают его продукцию технически и морально устаревшей. Ситуацию усугубляет пассивный маркетинг наших автомобилестроителей, которые не имеют продуманных промоушн-программ. Дело дошло до того, что в Украине проще взять на тесты суперкар или модель премиального сегмента, чем машины компании "Богдан" или ЗАЗ.



Еще интересное из автомира:


30-06-2017, 20:17

Импортные автомобили в Украине могут стать дороже

Импортные автомобили в Украине могут стать дороже
    Импортные автомобили в Украине могут стать еще дороже. В случае подписания президентом Виктором Януковичем принятых на прошлой неделе законопроектов в стране начнет взиматься
9-12-2017, 07:31

Новый экологический налог на утилизацию автомобилей

Новый экологический налог на утилизацию автомобилей
    С 1 сентября в Украине вступает в силу новый экологический налог на утилизацию автомобилей, снятых с эксплуатации. Налогом облагаются как импортеры, так и отечественные производители
6-07-2017, 06:49

Уплата экологического налога

Уплата экологического налога
    Инспекторы ГАИ с сентября начнут проверять автовладельцев на наличие документа об уплате налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Об этом говорится в сообщении
19-06-2017, 21:39

Украинцы поддерживат отечественного производителя

Украинцы поддерживат отечественного производителя
    Украинцы продолжают поддерживать отечественного производителя, покупая продукцию Запорожского автозавода. На первом месте по количеству продаж на первичном рынке (продажи новых
3-03-2018, 16:35

Проблемы с ресницами сегодня не проблемы

Проблемы с ресницами сегодня не проблемы
Материалы для наращивания ресниц i-Beauty – это профессиональные материалы премиум-класса наивысшего качества. Корейская компания i-Beauty является одним из лидирующих производителей ресниц, клеев,
Навигация
Архив