Крупный контракт МАЗа с Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины вывел белорусского производителя на первое место на украинском рынке автомобилей с массой свыше 16 тонн. МАЗ намного обогнал КамАЗ.
Итоги первого полугодия для МАЗа на российском рынке не могут радовать самих автозаводцев и правительство Беларуси. В условиях падения спроса и обострения конкурентной борьбы белорусский производитель теряет долю на нем, все больше отставая от международных автомобильных брендов и даже от КамАЗа.
Рынок грузовиков в России падает, конкуренция ужесточается
По сравнению с первым полугодием прошлого года российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн "просел" на 28,4%. В этот период все участники смогли продать только 38,2 тысячи единиц техники. Главными причинами провала аналитики называют распродажу значительных объемов автотехники (особенно импортного производства), накопленной в 2012 году, а также переход местных производителей на выпуск автомобилей класса Евро-4.
Если сравнивать динамику изменения долей, то наибольшее падение показывает в текущем году именно белорусский МАЗ. Его доля за год (с июня 2012 по июнь 2013 года) уменьшилась почти на 40%, то есть больше, чем упал рынок — с 13,2% до 8%.
Потеряли также иностранные производители и "Урал", но их падение не столь глубоко, как у белорусов. Доля "иностранцев" на российском рынке сократилась с 44% до 41,2%, а "Урала" — с 5,6% до 5,4%.
КамАЗ, наоборот, воспользовался потерями конкурентов и нарастил долю. В первом полугодии 2013 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля российского производителя выросла с 36,6% до 45,4% (по состоянию за 7 месяцев текущего года она увеличилась до 46,6%).
Крупнейшие продавцы автомобилей полной массой 14–40 тонн на российском рынке
№
Производитель
Страна
Доля на рынке, %
2008
2009
2010
2011
2012
6 мес. 2013
1
ОАО "КамАЗ"
Россия
28,1
55,0
46,8
38,4
33,5
45,4
2
ОАО "МАЗ"
Беларусь
9,0
3,4
9,5
11,1
12,8
8,0
3
ОАО "АЗ "УРАЛ"
Россия
10,7
16,9
17,8
10,7
4,9
5,4
4
ОАО "КрАЗ"
Украина
0,9
0,5
0,8
0,7
0,5
0,0
5
ОАМО "ЗИЛ"
Россия
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
6
Иностранные производители и поставщики
Германия, Швеция, Франция, Китай и др.
51,3
24,2
25,1
39,1
48,3
41,2
По данным ОАО "КамАЗ"
Выросли продажи КамАЗа, несмотря на общее падение на 26,9%, и на рынке среднетоннажников (полной массой 8-14 тонн) — с 7,5% до 9,1% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Еще больший прирост продемонстрировали иностранные производители (с 55,9% до 61,9%) и компания "Соллерс" (с 2,2% до 11,5%). "Соллерс" в итоге потеснил МАЗ, доля которого уменьшилась и в этой нише — с 13,3% до 10,9%.
Как прогнозируют аналитики КамАЗа, рынок грузовиков в России продолжит падение и следует ожидать ужесточения конкурентной борьбы. Важным фактором станет негативное влияние вступления России в ВТО на отрасли, потребляющие большие объемы автотехники — лесную, строительную, сельскохозяйственную. К концу года будет больше ощущаться замедление российской экономики, снизятся инвестиции в основной капитал, а также оборот розничной торговли и коммерческий грузооборот.
По оценкам экспертов ОАО "КамАЗ", в 2013 году емкость рынка грузовиков полной массой 14-40 тонн может составить не более 85 тыс. единиц. И МАЗу, судя по тому, какие результаты он показывает в первом полугодии, будет очень трудно соперничать за оставшиеся объемы и с иностранными производителями, и с КамАЗом.
Украинский просвет
Возможно, белорусский производитель сможет частично компенсировать потери, которые он несет на российском направлении, в другой соседней стране. Крупный контракт, который заключил МАЗ с Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины (1000 автомобилей, по 60 в месяц), вывел белорусского производителя на первое место на украинском рынке автомобилей с массой свыше 16 тонн. По итогам января-мая доля белорусского завода составила 34,17% от всего объема рынка. МАЗ намного обогнал КамАЗ с долей 16,14%. Третье место было занято Volvo (14,63%), а четвертое-пятое поделили DAF и MAN.
На КамАЗе выражают беспокойство, что МАЗ не только остается основным конкурентом КамАЗа в его ключевых сегментах самосвалов и спецтехники, но и переориентируется на эти сегменты, теряя долю в сегменте седельных тягачей.
Читать полностью: http://news.tut.by/economics/361645.html?utm_source=rss-news&utm_medium=rss&utm_campaign=news-feed