Дистанционное образование в России допускается получить следующие уровни образования в дистанционном режиме:
Школьное. Ученики могут использовать три способа получения среднего образования дистанционно: сочетание онлайн-занятий с традиционными уроками в обычной школе; занятия в киберклассе с учащимися из разных регионов и городов под руководством преподавателя; самообразование без контроля со стороны наставника. Кроме школьников этими методами дистанционного обучения могут воспользоваться: взрослые люди, по тем или иным причинам не получившие аттестат о полном среднем образовании; дети и взрослые, проживающие за границей; лица, находящиеся в местах заключения.
Профессиональное образование среднего уровня. В настоящее время список специальностей,которыми можно овладеть удаленно, не слишком большой. В основном это профессии из сферы менеджмента, экономики, бухгалтерского учета, гостиничного бизнеса, информационных и компьютерных систем, педагогики и другие. Дистанционное обучение подразумевает личное присутствие студента на государственных экзаменах и защите дипломной работы.
Высшее образование. Высшие учебные заведения предлагают более обширный список факультетов, на которых предусмотрено дистанционное обучение, – это связано с развитой материально-технической базой институтов и университетов, которая дает возможностью проводить онлайн-семинары, лекции и лабораторные (практические) работы. Сдача государственных экзаменов и защита диплома тоже происходит при непосредственном присутствии студента в учебном заведении.
Дополнительное. Довольно популярными стали дистанционные курсы разных направлений: повышения квалификации действующих специалистов всех уровней образования (курсы для учителей русского языка и литературы), руководителей, государственных, муниципальных служащих, работников социальной защиты и обеспечения, а также ориентированные на углубление знаний (с услугами репетиторов) и другие.
Дистанционное обучение подразумевает сдачу зачетов, экзаменов и лабораторных или практических работ в режиме онлайн: учащийся отвечает на вопросы преподавателя в реальном времени, как правило, для связи используется скайп. В некоторых случаях контрольные задания по темам и курсам могут высылаться по электронной почте.Время, отведенное на отправку ответов, строго нормируется.
Онлайн-обучение в России получило широкое распространение относительно недавно, но уже очевидны его достоинства:
учащийся самостоятельно устанавливает сроки полного обучения;
учеба базируется на индивидуальном подходе, учитывающем жизненные обстоятельства и интеллектуальные возможности ученика;
время встреч с преподавателем в режиме онлайн выбирается с учетом пожеланий студента/школьника;
доступность абсолютно любых видов дистанционного обучения;
возможность закончить понравившийся вуз,где бы он ни был расположен;
высшее образование по выбранной профессии могут получить все желающие, независимо от состояния здоровья и социального положения в обществе.
К преимуществам также можно отнести возможность использования и изучения прогрессивных интернет-технологий.
Эксперты высоко оценивают эффективность дистанционного обучения.