На вид свечи зажигания – обыкновенное соединение керамики и металла. На самом деле в работе двигателя они – один из важнейших элементов. Глядя на то, как выглядит свеча, можно много рассказать о том, как и мотор в целом работает, и как «трудятся» его отдельные узлы.
Прежде, чем приступать к осмотру свечей, двигатель вашего автомобиля должен длительное время поработать. Самый лучший вариант, если вы займетесь визуальной диагностикой после продолжительной поездки – например, за городом.
Распространенная ошибка: в холодное время, при минусовой температуре водители часто выкручивают свечи, не дав двигателю толком разогреться. Выкрутив, они видят черный нагар и делают скоропалительные выводы. На самом деле такой нагар может образоваться, когда двигатель работает в режиме холодного старта и не успевает прогреться. В это время смесь принудительно обогащается, двигатель работает не вполне устойчиво, и причиной этого может стать, к примеру, неважное состояние высоковольтных проводов.
Итак, о чем же нам могут поведать выкрученные свечи?
На фото 1 видно, что свечу вывернули из двигателя, работу которого можно назвать превосходной. Юбка центрального электрода светло-коричневая, отложения и нагар практически отсутствуют, на свече нет следов масла. Можно только позавидовать водителю такого транспортного средства, и не без причин – топливо расходуется экономно, не нужно дополнительно подливать масло в систему.
Если выкрутили свечу, и ее внешний вид напоминает фото 2, это говорит о том, что у двигателя - повышенный расход топлива. На центральном электроде – черный бархатный нагар. Причин может быть несколько: воздушный фильтр засорился или топливно-воздушная смесь подается слишком обогащенной (карбюратор или инжектор неправильно отрегулирован или неисправен).
На фото 3 мы видим прямо противоположный результат – воздушно-топливная смесь чрезмерно бедна. Если свеча выглядит подобным образом, есть повод для беспокойства. Когда ТВС слишком обеднена, езда при повышенных нагрузках может вызвать сильный перегрев не только самой свечи, но и камеры сгорания. Если камера перегревается, выпускные клапаны могут просто прогореть.
На 4-ом фото юбка центрального электрода свечи имеет характерный красноватый оттенок, который схож с цветом красного кирпича. Подобное покраснение является результатом того, что двигатель работает на топливе, в котором - избыточное количество присадок. Эти присадки в своем составе имеют металл, который при длительном использовании топлива образует на поверхности изоляции налет. Налет способен проводить электричество, в результате через него току легче пройти, чем между электродами, и свеча выходит из строя.
На 5-ой фотографии мы отчетливо видим следы масла. Особенно это заметно в резьбовой части. Если в двигателе стоят такие свечи и после длительного простоя его запустить, он, как правило, начнет «троить», но через некоторое время работа мотора станет стабильной. Причина – в маслоотражающих колпачках, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. В результате масло повышенно расходуется, и в первые минуты работы двигателя, когда он прогревается, выхлоп имеет характерный бело-синий цвет.
На 6-ом фото свечу вывернули из неработающего цилиндра. Юбка и сам центральный электрод – в плотном слое мала, которое смешано с капельками несгоревшего горючего. Кроме того, на свече – мелкие частички, которые попадают на нее в результате разрушений, происходящих в цилиндре. Причиной может быть сломанная перегородка между поршневыми кольцами, когда металлические частицы попадают между клапаном и его седлом. Или это может быть разрушение одного из клапанов. В результате двигатель «троит» уже постоянно, мощность заметно падает, а расход топлива увеличивается в 1,5-2 раза. Единственный вариант – ремонт двигателя.
7-я фотография. Мы видим, что в свече полностью разрушен и центральный электрод, и его юбка. И снова причины могут быть разными. Это может быть вызвано длительной работой мотора с детонацией, использование горючего с низким октановым числом, раннее зажигание. В конце концов, это может быть просто бракованная свеча. При этом симптоматика работы двигателя очень похожа на описанное в предыдущем абзаце. Хорошо, если частички центрального электрода «успели» проскочить в выхлопную систему. Если они все же застряли под впускным клапаном, головку блока цилиндров придется ремонтировать.
8-ое изображение – последнее в нашем обзоре. Мы видим, что электрод буквально «оброс» зольными отложениями. Сам цвет свечи при этом фактически не имеет значения – он лишь говорит о том, как работает топливная система. Такой нарост образуется по причине сгорания масла из-за залегания или выработки маслосъемных поршневых колец. В результате мотор значительно больше «кушает» масла, при перегазовке появляется синий, задымленный выхлоп, запах которого напоминает выхлоп от мотоцикла.
Напоследок - небольшая рекомендация: если вы не хотите иметь частых проблем с ремонтом мотора, не стоит вспоминать о свечах только тогда, когда двигатель уже отказался работать. Если мотор исправен, производитель гарантирует нормальную работу свечи зажигания при 30 тыс. км пробега. Но и вы, каждый раз после замены масла или примерно через каждые десять тысяч км пробега, не забывайте выкрутить свечи и посмотреть, в каком они находятся состоянии. Удаляйте нагар, регулируйте зазор до необходимой величины. Чтобы удалить нагар, лучше всего использовать металлическую щетку – если примените пескоструйную обработку, она может разрушить керамику центрального электрода. В результате свеча будет иметь вид, как на 7-ой фотографии. Также не рекомендуется менять свечи местами из-за того, что цилиндры могут работать в разных температурных режимах. Температура средних цилиндров, как правило, более высокая, чем крайних.
Если вам приведенных фотографий недостаточно, посмотрите это видео, которое наглядно демонстрирует то, о чем владельцу могут рассказать свечи зажигания. Кроме того, в ролике – рассказ о новых типах свечей и демонстрация их преимуществ.