Полезные статьи

Volvo - машина для нашего климата

 Volvo - машина для нашего климата

 

 

 

В течение шести лет Майра Мора работала в Беларуси в качестве посла Латвии и уже третий год возглавляет Представительство Европейского союза в нашей стране. В общей сложности она живет в Беларуси уже девятый год и чувствует себя здесь своей.

За последние 9 лет госпожа Мора немало поездила по белорусским трассам и "межколхозным", как она их называет, дорогам и насмотрелась на белорусских водителей. В 2011-м дипломат вернулась в нашу страну в новом статусе - главы Представительства Евросоюза в Республике Беларусь. Тогда же купила свою нынешнюю Volvo XC60 - как и положено дипломатам, беспошлинно, и каждый уикенд ездит на ней в родную Латвию - как снова же положено дипломатам, не задерживаясь в очередях на границе в Каменном Логе.

- Volvo - это машина для нашего с вами климата: мы не в Италии, не во Франции, даже не в южной Германии, так что точно не BMW. Японские и корейские машины нам всем не годятся по этой же причине, климатической, а мне лично - еще и потому, что они маленькие, созданы для поездок в плотном трафике по городу. Для трассы эти машины непригодны.

Госпожа Мора очевидно относится к своей машине уважительно - без присущих многим дамам сантиментов, исключительно с точки зрения комфорта и надежности.

Зато с нежностью в голосе вспоминает своего первого "жука" - VW Beetle 1971 года года выпуска оранжевого цвета.

- О, это была коллекционная винтажная машина. Мне ее привезли из Германии во второй половине 90-х, за более чем 20 лет у нее было только два хозяина. Мотор 1,3 литра, максимальная скорость на спидометре - 125 км/ч, но больше 100 мне ездить не рекомендовали. Лет пять она у меня была, я даже в слете "жучков" участвовала. Все тогда были возмущены, что мы получили только второе место по сохранности, потому что первое отдали владельцу, который все же немного изменил свою машину, а моя была полностью оригинальная, в отличном состоянии!

Потом госпожа Мора уехала из Риги послом в Литву, повесила на своего оранжевого "жучка" зеленые дипломатические литовские номера и рассмеялась: "Это прямо какой-то United Сolors of Benetton получался!" Пришлось продавать. По словам хозяйки, "на машинку стояла очередь, отдала ее в очень хорошие руки, очень жалко было расставаться".

В Минске, по ее признанию, на своей сегодняшней Volvo госпожа Мора ездит нечасто, в основном "делает на ней трассу" до Риги - а это ни много ни мало 500 км. И так практически каждый уикенд.

- Внутри машина гораздо больше, чем кажется снаружи, есть место для комфортного расположения водителя, совершенно не устаешь.

И только сама за рулем: поездки на родину - "единственная возможность порулить". Ведь по Минску госпожу Мору на служебной тоже Volvo, только S80, возит водитель - таковы требования в том числе и безопасности.

За личный бензин по дороге в Ригу владелица Volvo с дипномерами, кстати, платит здесь, в Беларуси: "95-й у вас хороший, никаких нареканий, цены хоть и растут, но все равно намного ниже европейских". Конечно, полного бака хватает лишь доехать домой и поездить по делам в Риге - в обратный путь топливо заливается уже по европейским ценам.

- Эту Volvo купила, когда приехала сюда - в 2011. Новую, беспошлинно - как положено всем дипломатам. Не помню - за 29 или 30 тыс евро. Ее из Швеции доставили в Белосток, а оттуда уже приехала на ней сама за рулем.

Свою машину владелица обслуживает "где придется" - то в Минске, то в Риге. Дипломат честно признается, что уже совсем не разбирается в машинах: "Нет надобности, разбиралась, когда Beetle был".

- А сейчас есть водитель, он, если что, помогает. Правда, с новой машиной особых знаний и не нужно - отвозишь ее на плановое обслуживание на сервис, и все. Единственное что делаю по собственной инициативе - антикоррозийную обработку кузова и днища, потому что после езды по трассе зимой вся машина покрывается соляными наростами, и мне ее просто жалко.

В очередях на границе нет никаких закономерностей

Еще одна привилегия дипломатов - беспрепятственный проезд границы. "И я от нее никогда не откажусь", - смеется госпожа Мора.

- Стоять в очереди на границе - это даже не столько неудобство, сколько потеря времени. Которое, как известно, деньги. В дипломатическом паспорте записано требование не создавать дипломатам препятствий, способствовать их скорейшему перемещению и прочее.

Дипломат говорит, что сочувствует водителям, которые вынуждены маяться в очереди на границе, но благодарна им за то, что "никогда никакой агрессии не встречала, всегда пропускают, если сложилась такая ситуация".

- Сегодня белорусские пограничники работают немного быстрее, чем литовские, и заслуживают только самой большой похвалы. Вот о таможенниках ничего не могу сказалась, не сталкиваюсь с ними.

Не всем, к сожалению, так везет с границей, и госпожа Мора, конечно же, в курсе, какие у нас порой собираются очереди большегрузов и легковых машин. Представитель ЕС даже знает, как с этим бороться.

- Идеи, как разобраться с очередями на границе, обсуждаются давно. Когда-то в Госпогранкомитете хотели сделать Каменный Лог переходом только для грузовых и дипломатических автомобилей, легковые отправить на соседние пункты пропуска - это бы, конечно, облегчило ситуацию в литовском направлении. Второй вариант - электронная очередь. Опыт в мире есть, его можно перенять, создание системы не потребует много времени и огромных денег. Таможенникам или пограничникам даже не нужно заниматься этим самим - отдать какому-нибудь подрядчику. Все просто: получаешь электронный номер, регистрируешься в системе и точно знаешь, в какое время нужно подъехать к границе. Не нужно стоять в этих огромных очередях.

Такая система, по словам госпожи Моры, успешно работает, например, в Латвии и Эстонии, "в Литве пока нет, и введение ее с обеих сторон существенно бы облегчило жизнь перевозчиков". С частными автомобилями, конечно, сложнее - здесь нельзя точно рассчитать время оформления каждой машины: "Из-за досмотров, нельзя предугадать, сколько времени они займут и чем закончатся".

Самое же поразительное в нашей границе для госпожи Моры - это "абсолютное отсутствие каких либо закономерностей с очередями".

- Вот кажется, в воскресенье вечером белорусы будут возвращаться из Вильнюса после уикенда. Иногда и правда на границе коллапс, иногда же - вообще никого нет. Странно.

"Не государство ездит по дорогам, а вы - вот вы и платите госпошлину!"

- Завидую вашим дорогам, в Латвии они намного хуже, - признается госпожа Мора. - Вам досталось прекрасное дорожное наследство: Беларусь находилась на внешней границе Советского Союза, многие ваши дороги - двойного назначения(республиканского и международного - Прим. Ред.) Причем хорошие не только основные магистрали, я очень часто съезжала с трасс и, скажу вам, то, что я называю "межколхозными" дорогами, - тоже очень хорошее. Вообще у вас практически нет грунтовых дорог, а в Латвии их полно.

Белорусы, в отличие от дипломатов, нашими дорогами недовольны. А еще более недовольны инициативой государства переложить траты на содержание трасс на водителей - последний месяц 2013 года запомнился нам протестами против госпошлины на авто.

- Никакого сочувствия с моей стороны не будет, не ждите! - смеется Майра Мора. -Везде платят дорожные налоги и сборы. Не государство ездит по этим дорогам, а вы - вот вы и платите. Да, бюджет наполняется другими налогами, их платят все - в том числе и не автомобилисты. Но неавтомобилисты не пользуются дорогами - так что для тех, кто ездит, должен быть дополнительный налог. В Латвии он тоже есть, привязан к объему двигателя - более того, величина этого сбора постоянно растет.

"Белорусы как садятся за руль - свирепеют!"

- Есть страны, в которых подавляющее большинство водителей ездит просто глупо, - я не буду их называть, но Беларусь к ним не относится. Вы ездите грамотно. Но что меня удивляет: белорусы по натуре своей - мягкие, вежливые, спокойные люди. Но как садятся за руль - свирепеют! Это не открытая агрессия, нет, но появляется нахальство, хамство. Я, честно говоря, ожидала такой же вежливости и мягкости на дороге - но там ее нет, поведение за рулем идет вразрез с общим поведением.

По словам госпожи Моры, есть в нашем поведении "глупый момент": привычка или же нежелание, неумение считаться с другими.

- Стандартная ситуация: у вас все упорно выезжают на перекресток, когда там уже и так пробка, не смотрят на светофор - там же уже тебе почти красный, а ты стоишь посреди перекрестка, и сам не знаешь, куда деваться, и другим мешаешь. Меня удивляет, что ваша ГАИ до сих пор с этим не справилась. Или левый поворот: светофор настроен так, что когда одному направлению загорелся красный, у другого есть еще возможность повернуть налево. Но им же никто не дает - все продолжают ехать на красный. Я даже придумала решение такой проблемы: поставить на несколько перекрестков по два гаишника - один фотографирует нарушение, второй сразу останавливает нарушителя, и, чтобы не создавать массовость на перекрестке, забирает права и выдает талончик, что-то типа "свое водительское удостоверение вы можете забрать там-то и тогда-то". А уже всеми оформлениями протоколов заниматься потом, в ГАИ, а не на самом перекрестке. Думаю, за неделю водители бы научились здесь ездить.

Дипломат не понимает, как можно поступать мало того, что "против правил", так еще и мешать другим: "Это же осложняет дорожную ситуацию в городе". Такое поведение, по словам Майры Моры, "какой-то анахронизм".

Сама же владельца Volvo с красными номерами - "правильный водитель": говорит, и воспитание, и статус обязывают.

- Я не могу регулировать ваши перекрестки или учить белорусских водителей парковаться по правилам, но сама-то я могу не ехать на желтый. Может, кто-то заметит, что так нужно, может, хоть личным примером я на кого-то повлияю. И скоростной режим в принципе соблюдаю. Ну стараюсь (смеется), максимум превышаю на 10 км/ч. Раньше, бывало, останавливали за скорость, показываешь дипломатический паспорт, извиняешься: "Больше не буду, господин начальник". Да и то это было скорее по невнимательности, задумывалась - не сбрасывала скорость там, где нужно было. А сейчас, например, боюсь пешеходных переходов, особенно в темное время суток.

У белорусских водителей есть не только плохие привычки - некоторые проявления культуры Майру Мору очень радуют: "Есть что сказать очень хорошее".

- Я часто езжу ночью или вечером. Через Ошмяны к Каменному Логу путь проходит по очень красивой холмистой местности. И если впереди горка, кто-то едет с дальним - ваши водители его выключают перед тем, как подняться на горку. Я делаю так же. Если же залез на горку, ослепил тебя, ты несколько раз поморгал фарами и только тогда он наконец-то выключил - 95 процентов, что за рулем встречной машины не белорус.

Госпожа Мора отмечает, что в Минске автопарк "разнообразнее", чем в Риге. Там, например, практически нет американских машин, "азиатов" - меньшинство.

- До поднятия таможенных пошлин белорусы покупали машины по всему миру, накупили разных. У нас может автопарк чуть новее, но и у вас много хороших дорогих машин. Что удивительно, "советского" автопрома почти нет - "жигули", наверное, у белорусов остались только чтобы картошку возить. А вот как пересечешь границу, например, с Украиной, сразу в глаза бросается - и "жигули", и "Москвичи", и "Запорожцы" бегают.

"У Беларуси плохой PR!"

Гостей Майры Моры - а по ее признанию, к ней часто приезжают друзья и близкие, - удивляют наши "доброжелательность, порядок, чистота, европейскость, что ли". "У Беларуси плохой PR!" - констатирует дипломат и поясняет: существует стереотип, что здесь "законсервировано советское время", но "советское", по ее мнению, существует лишь "в вещах, которые туристу не видны": плановой экономике, например, или господдержке предприятий.

- Я всегда показываю то, что у вас хорошо: "белорусский треугольник" Несвиж - Мир - Новогрудок, например. В этом году планирую свозить друзей в Беловежскую пущу, очень хотят - но это большое путешествие, нужно планировать заранее. В Беларуси много замков, они постепенно реставрируются. Здесь есть что посмотреть, может, только не в такой концентрации, как в некоторых других европейских странах - но у вас большая по площади страна, это естественно.

Представитель Евросоюза не сравнивает Беларусь с другой - как мы любим говорить, цивилизованной, - Европой. Госпожа Мора говорит, что найти недостатки можно везде, а нужно уметь видеть, как эти недостатки превращаются в достоинства.

- В 2004 году я впервые ездила в Несвиж. О, помню до сих пор! Там не было ничего: мусор, пустые оконные проемы, заброшенность. Вокруг - водный ров. Воняло за 10 км, вода в нем стояла, наверное, с Первой Мировой войны. А сейчас сделали очень приличную реставрацию, да, в интерьерах не хватает аутентичных вещей, но по объективным причинам.

И, по ее мнению, маленькие шажки во благо во всем: и в реставрации культурного наследия, и в обеспечении безопасности на дорогах. Европа начинается с каждого из нас.



Еще интересное из автомира:


22-10-2017, 15:47

Автомобили Виктора Павлика

Автомобили Виктора Павлика
    Люди шоу-бизнеса не могут обойтись без автомобилей. Для кого-то они банальное средство передвижения, пусть и весьма недешевое, а иногда и пафосное, но есть и те, кто по-настоящему любит
28-08-2017, 18:42

Таможенники начали конфисковывать автомобили

Таможенники начали конфисковывать автомобили
    Ездить по стране на машинах с иностранными номерами теперь можно не больше 20-ти дней. Таможенники начали конфисковывать у украинцев автомобиля с иностранными номерами, если авто
31-01-2018, 15:25

Поведение Volvo в наших суровых условиях

Поведение Volvo в наших суровых условиях
    Вот уже шесть лет подряд знаменитый шведский автоконцерн сажает толпы журналистов в новые Volvo и отправляет преодолевать самые разные российские дороги и направления. Это позволяет
14-01-2018, 15:15

Спор о дорожной пошлине

Спор о дорожной пошлине
    В большинстве стран Европы давно введена плата за проезд по дорогам не только для грузовых, но и для легковых автомобилей. В Германии спор о дорожной пошлине для легковых машин
5-07-2018, 19:39

Они несут тепло

Они несут тепло
Современные производители таких отопительных приборов, как радиаторы, на сегодняшний день предлагают широкий ассортимент товаров. Виды радиаторов отопления сегодня зависят не только от технических
Навигация
Архив