Словосочетание коллекционная кукла до сих пор будоражит умы российских граждан, которые так или иначе соприкасаются с миром кукол. Что такое коллекционная кукла, чем она отличается от обычной куклы, есть ли у этого определения четкие рамки?
Куклы коллекционные купить
Так как на Западе коллекционирование кукол не в пример старше и организованнее, чем в России, я решила посмотреть, какое определение дают коллекционной кукле иностранцы. Не забываем, что collectible doll по-английски значит не столько (и не всегда) «коллекционную куклу» вообще, но винтажную фабричную куклу в частности. И сейчас я не касаюсь такой темы, как авторские куклы, потому что коллекционность авторской куклы складывается из более сложных и субъективных факторов (а у нас очень любят громко провозглашать коллекционность авторской куклы, если она сделана в единственном экземпляре - даже если ее художественная ценность и качество стремятся к нулю).
Первое определение, данное коллекционной кукле авторитетным коллекционером и исследователем кукольной культуры Денизой Ван Паттен, звучит так:
A collectible play doll is a doll which is more expensive than the typical vinyl play doll (such as a Barbie doll or a Bratz from Toys ‘R Us) which is meant for play but which also has aspects and characteristics of a collectible doll. (Коллекционная игровая кукла — более дорогая кукла, чем Барби или Братц из Toys ‘R Us, с которой можно играть, но которая также обладает характеристиками коллекционной куклы). Какими именно характеристиками, Дениза здесь не поясняет.
А второе определение, найденное на просторах англоязычного интернета, уже ближе к телу. Any doll that you can collect can be called «collectible.» (Все куклы, которых можно коллекционировать, могут называться коллекционными). Здесь тоже сложность: если можно составить коллекцию фенольных лялек из Роспечати, можно ли называть сторублевую контрафактную куклу ужасного качества и нулевой эстетической привлекательности коллекционной куклой? Разумеется, нет.
Вернемся к коллекционным куклам. По моим наблюдениям, коллекционные куклы бывают двух типов:
- те куклы, которые сразу производились как «коллекционные» (обычно они имеют ограниченный тираж, особые молды, более детальную проработку костюма и лица, специфическую тематику, могут быть приурочены к какому-либо событию, и часто не предназначены для детей)
- те куклы, которые приобрели коллекционный статус вследствие определенных событий или течения времени. И формально они далеко не всегда могут называться коллекционными.
Коллекционные Барби в частности
Коллекционирование кукол Барби началось тогда, когда выросли первые дети, игравшие с этой куклой. Поскольку Барби формально была обычной игровой куклой, ее коллекционирование (по сравнению с коллекционированием винтажных и антикварных кукол, авторских кукол) было в своем роде «вне закона», а вторичный рынок Барби был больше похож на торговлю из-под полы. Но когда культурная и социальная значимость куклы Барби была признана официально (начали появляться исследования, энциклопедии, серьезные коллекционеры, информация о Барби начала систематизироваться), коллекционирование Барби было фактически легализовано. И десятки тысяч ее поклонников вышли из подполья.
Первые коллекционные Барби появились в 80-х годах XX века (Дениза Ван Паттен называет 1986 год). Эти куклы отличались от обычных игровых особой нарядностью и изначальной нацеленностью на взрослый рынок. В частности, в их костюмах могли использоваться мелкие детали и украшения, которые на наряды детских кукол не нашивались из соображений безопасности. В России лучше всего известна коллекционная серия Happy Holidays Barbie, которая началась в 1988 году куклой Барби в роскошном красном платье (ее фото — на главной странице нашего сайта).
Выпуская на рынок первых коллекционных Барби, Mattel допустила серьезный просчет. Поскольку куклы были дороги и позиционировались как ценные коллекционные объекты, спрос на них вырос мгновенно, куклы взлетели в цене. И фирма начала довыпускать тиражи, чтобы удовлетворить лавину спроса и хорошо на этом заработать. В результате сейчас практически все выпуски первых Happy Holidays стоят на вторичном рынке дешевле, чем стоили изначально (а для коллекционной куклы падение цены со временем — характеристика нелестная). Но Happy Holidays 1988 по-прежнему дорога — на Западе вам придется за нее отдать до 650-700$ в состоянии NRFB.
С тех пор коллекционные Барби никогда не сходили со сцены. Ценность разных выпусков на современном рынке варьируется в зависимости от редкости и тиража кукол: тираж, кстати, долгое время не объявлялся формально, и куклы с обозначенным тиражом были редки. Например, Gold Jubilee Barbie, очень редкая и дорогая кукла, была выпущена в 1994 году тиражом чуть больше 7 000 экземпляров (а обычные игровые Барби обычно выпускались по несколько миллионов каждого артикула). Ее эстимейт сейчас — около 600$.
Для того, чтобы регулировать этот разношерстный рынок коллекционных Барби, в 2004 году Mattel ввела систему лейблов (подробно о ней написано тут). Pink Label — коллекционные Барби без обозначения тиража. Silver Label, серебряный лейбл — куклы тиражом до 50 000. Gold Label, золотой лейбл — до 25 000. Platinum Label — до 1000 экземпляров. Конечно, такие тиражи коллекционных кукол только повеселят коллекционеров таких брендов, как Fashion Royalty или Tonner, но дело в том, что масштабы коллекционирования Барби и других современных коллекционных кукол для взрослых — просто несопоставимы. Чтобы держать рынок современной коллекционки в тонусе, необходимо выпускать тех же Тоннеров или ФР тиражом не более пары тысяч экземпляров. А чтобы обеспечить армию поклонников Барби, нужны совсем иные масштабы. Ценники престижных коллекционных релизов Барби здесь ненамного уступают ценникам среднестатистических «взрослых» кукол.
Есть еще интересный момент. Понятно, что винтажные Барби в хорошем состоянии из 60-х и 70-х имеют высокую ценность и нередко уходят на аукционах за серьезные суммы (скажем, кукла 1959 года в хорошем состоянии может достигать 11-15 тысяч долларов). Но даже те куклы, о которых мы ведем речь на этом сайте — игровые «наши Барби» 90-х - могут сейчас вполне непринужденно обгонять своих коллекционных современниц по ценникам. Хрестоматийный пример — Ultra Hair Whitney (1991), за которую коллекционеры дерутся на аукционах, взвинчивая цены до нескольких сотен долларов, в то время как коллекционная Happy Holidays Barbie 1991 имеет потолок в полторы сотни. Не говоря уже о том, что обладание Ultra Hair Whitney NRFB в разы престижнее обладанием HH Barbie 1991. И это не единичный пример. Надо сказать, неамериканские выпуски Барби и ее друзей (для Японии, Европы, Мексики, Кореи и др.) в среднем стоят на порядок-другой больше, чем современницы из Америки.
Такие куклы формально не называются коллекционными, но их «внутренний» статус среди коллекционеров давно утвержден как коллекционный. Те, кто не в теме, никогда не понимают, почему «эта обычная игровая Барби» стоит таких денег, в то время как «красивая и нарядная» дешевле в несколько раз. Но точно так же они не понимают, почему одна обычная марка стоит в разы дороже другой, почему одна антикварная открытка покупается за две тысячи, а другая — за сотку… Коллекционирование всегда подразумевает экспертизу.